Найти в Дзене

Уж замуж зарубеж. Два примера из жизни исторических киевлянок (часть 2)

Оглавление

Первая часть истории лежит здесь

Мысленно возвращаемся к одному из самых значительных патриархов дома Рюриковичей - Ярославу Мудрому. Как уже говорилось, немалые силы хитроумный князь отдавал делу укрепления дружбы между народами. Ну, в том оригинальном виде, в котором это понималось в те несентиментальные времена. Сам Великий князь вторым браком был женат на шведской принцессе Ингигерде, одного сына женил на сестре польского короля, другого- на немецкой принцессе, третьего - на византийской царевне. С дочками получилось еще круче. Средняя вышла замуж за венгерского короля - именно у нее впоследствии нашла приют несчастная Евпраксия Всеволодовна. Старшая Елизавета после долгого и упорного сватовства пламенно влюбленного принца Харальда Сурового, стала-таки его женой, а потом и норвежской королевой (история там была не по-средневековому романтичная, достойная приличной экранизации. И чтобы в главных ролях- какие-нибудь голливудские обаяшки). А у нас сейчас речь пойдет о младшей дочери Мудрого - Анне Ярославне. Той самой, знаменитой, которая вошла в историю в качестве королевы Франции.

Дочери Ярослава Мудрого. Фреска из Софийского Собора, г. Киев.  Есть предположение, что дочерей, все-таки, было четыре
Дочери Ярослава Мудрого. Фреска из Софийского Собора, г. Киев. Есть предположение, что дочерей, все-таки, было четыре

Достоверно известно, что ее приезжали сватать дважды. Но Ярослав в первый раз отказал, толком не поняв какой-такой страны король сватается к его Аннушке? Франции? Это еще что за страна такая?! Правильно удивлялся князь - не было тогда такой страны. Франция в ее современном понимании только-только начала проступать на контурных картах Европы. Было королевство франков, постоянно менявшее свои очертания с вертикальных на горизонтальные. Конфигурированием европейской державы, которую не стыдно было бы вручить потомкам, вплотную занялась свежеоперившаяся династия Капетингов. Ее главой на тот момент был король Генрих Первый. (Ох, ну , как же трудно писать о средних веках! В кого ни ткни - в Генриха попадешь!)

Так вот, если в мотивах нашего первого антигероя - немецкого императора Генриха Четвертого мы немного разобрались, то что заставило другого Генриха - французского - искать супружницу не в Анжу или Шампани, а у черта на куличках в Киеве - это, конечно, вопрос. Историки склоняются к мнению, что сватовство франкского короля было вызвано тем, что в Европе попросту закончились невесты. Ну, как закончились. Баб, чтоб переспать, было навалом, а вот чтоб жениться… Видите - мужские проблемы тоже век от века не меняются! А причина была в том, что изначально каноническое право было довольно жестким. Запрещались браки при родстве даже в седьмом колене. "Послушайте, товарищи клирики-законотворцы-моралисты, так на вас никаких невест не напасешься!” - возмущались обладатели голубой крови. И духовенство соизволило пойти навстречу просьбам нетрудящихся - решили только до четвертого поколения запрещать. Но все равно дам с родословной не хватало для целей продолжения рода. И хоть известно, что для продолжения рода нужна не родословная, а совсем другое, предусмотрительный Генрих решил не рисковать и обзавестись такой женой, которую ни одна папистская чиновничья морда не посмеет назвать сестрой или племянницей ни в каком колене. Кто-то из услужливых придворных шепнул: «А знаешь, есть у меня на примете одна девочка…Правда, она - далековато » Генрих прислушался...

Тут самое время вспомнить, что представляла из себя домонгольская Русь времен “ конунга Ярицлейфа ” (так красиво викинги называли Ярослава!) Преуспевавшая, надо полагать, была держава. Хоть и слегка размытая территориально, но довольно большая уже тогда, успешно окучивавшая путь “из варяг в греки”, связанная родственными и религиозными связями с самой главной страной тогдашнего мира - Соединенными Штатами Византии. Да и вообще, женина родня будет далеко - это ли не есть удача! Короче, принцесса Ярославна - отличная кандидатура - надо брать! Ну и поехали сваты в Киев. Один раз поехали, потом второй. Покочевряжившись для проформы, папа невесты позволил-таки себя уговорить. Княжну откомандировали во Францию. (Поделюсь личным воспоминанием. Есть очень занятный фильм советского производства под названием “Ярославна - королева Франции”, повествующий как раз о приключениях киевской княжны и ее спутников по дороге в далекую Францию. Помнится, когда я в глубоком детстве смотрела его, меня поразили две вещи - почему они все время поют и почему на невесте нет красивого кокошника и русой косы до пят. Но зато киношная Ярославна - молоденькая Елена Коренева - очаровала мои незрелые детские мозги) . Вот и будущему мужу княжна тоже понравилась, когда она после утомительного путешествия добралась-таки до Франции.

Кадр из фильма "Ярославна-королева Франции" реж. И. Масленников,1979 г.
Кадр из фильма "Ярославна-королева Франции" реж. И. Масленников,1979 г.

Брачевались Генрих и Анна в свежеотреставрированном и досрочно сданным в эксплуатацию Реймсском кафедральном соборе, где с недавних пор стали короноваться все (ну, почти все) французские монархи. Через несколько лет Анна произвела на свет первенца. Назван он был по настоянию матери греческим именем Филипп. Такого диковинного имени франкские уши доселе не слыхали, и языки не выговаривали. Это только потом у французов пошло-поехало: что не аристократ - то Филипп-Огюст, то Луи-Филипп. А тогда это был скорее всего респект княжны в адрес своего папы, потому как Ярослав Мудрый имел смелость утверждать, что ведет свой род от Филиппа Македонского, отца Александра Великого. Ну говорил князь - и говорил, тогда все что-то подобное говорили, всем же хотелось иметь в предках выдающуюся личность. Вон, Меровинги - те вообще решили, что они потомки Спасителя. И ничего, все окружающие молча соглашались. А как не согласиться с большими начальниками?

Что еще известно о нашей киевлянке? Точно известно, Анна была образованной, говорят, даже сумела подписать свой брачный контракт в отличие от неграмотного мужа. И довольно быстро обучилась местному языку - лангэ-д’ойлю. Она, видимо, как и все в ее продвинутом семействе была очень способной. Мама-шведка познакомила княжну , ее братьев и сестер со своим родным языком и скандинавскими сагами, папа - так тот в принципе был полиглотом и кладезем мудрости. Да и вообще - не в пример Европе, большая часть населения Руси тех времен была грамотной - иначе откуда бы взялись эти сотни Новгородских берестяных мессэджей - весь этот Фейсбук одиннадцатого века?! Впоследствии у королевской четы родились дочь и еще двое сыновей, один из которых - Гуго Вермандуа - недурственно женился и построил неплохую военную карьеру - возглавил Ген. штаб Первого Крестового похода вместе с Раймондом Тулузским, Робертом Нормандским и другими аналогичными товарищами.

Время шло, наша героиня исправно несла обязанности королевы рядом со стареющим мужем. Однако, после его смерти умудрилась влипнуть в некрасивую историю - выйти замуж за родственника покойного мужа - графа де Крепи де Валуа. Пикантность ситуации состояла в том, что ради женитьбы на королеве граф выгнал действующую законную жену, а Анне пришлось съехать из королевских апартаментов и даже бросить малолетних детей. Этому браку выдали единодушный “осуждамс” все заинтересованные лица - и двор, и церковь, и подрастающий сынок-король. А отправленная в отставку жена даже писала жалобы в Ватиканский партком. Партком отреагировал как положено - граф и королева схлопотали строгача с занесением в личное дело. Анафема называется. Но сладкой парочке все было нипочем. Только после смерти второго супруга королева осмелилась вернуться ко двору под крылышко к милостивому сыну. Наверное, сын был так снисходителен к оступившейся матери, потому что предвидел, что и сам выкинет подобный фортель через какое-то время. Умыкнул, понимаешь, жену вассала при собственной живехонькой и кааак стал с ней жить не тужить! Но только в этом случае выговор в трудовую книжку занесли не только королю, но и всей Франции из-за него прилетело. Интердикт целому королевству - это вам не шуточки!

Король Франции Филипп Первый
Король Франции Филипп Первый

Возможно, в конце жизни Анна стремилась уехать домой в Киев. Но там пошло такое рьяное братолюбие, что неглупая Анна решила все же держаться подальше от всех этих родственных объятий, в которых душили друг друга братья-Ярославичи.

Из немногих преданий известных о Ярославне выделяются своей оригинальностью два: о жалобном письме Анны к своему отцу и о Реймсском Евангелии.

В последнем речь идет о знаменитой реликвии - Евангелии, которое было якобы привезено именно Ярославной в составе обширной княжеской библиотеки и на котором приносили коронационную клятву монархи Франции. Впервые сообщения о нем вышли на историческую сцену еще во времена Петра Первого. Как возможный вариант, как некий отголосок реально имевших место событий. Но если учесть, что собственную библиотеку в одиннадцатом веке могли себе позволить только исключительные небожители, нельзя не задаться вопросом - почему не нашлось ни одной другой книги из этой таинственной библиотеки? Не логичнее ли предположить, что никакой собственной библиотеки княжны не существовало вовсе, и Анна привезла с собой просто-напросто некую домашнюю священную книгу, которой в дальний путь и опасную жизненную стезю ее благословил отец. Но, к сожалению, и это ведь не факт. На текущий момент Евангелие датируется концом четырнадцатого века. Но как красива была бы легенда о том что к этой общеевропейской святыне приложила руку легендарная княжна. А вот байка о письме Аннушки в Киев - чистой воды развод легковерных потомков. Тут имеет место даже не великолепная историческая мистификация в стиле “славянских вед”, а какой-то форменный нахальный фейк студентов-третьекурсников истфака. Так что не стоит верить во все глупости о русских печках, банях и вилках, которым “обучала” русская княжна неандертальцев-французов.

Памятник Анне Ярославне в г. Санлис, Франция
Памятник Анне Ярославне в г. Санлис, Франция

Давайте подведем итоги. Были две такие замечательные женщины в русской истории - Анна Ярославна и Евпраксия Всеволодовна. Но, к великому сожалению, все что известно о них более-менее достоверно - все это известно и местных европейских хроник. Все русские летописцы, точно сговорившись, как зарезанные, молчат об этих княжнах. Несправедливо это! Ведь по сути дела они были в числе первопроходцев, своего рода первыми женщинами-дипломатами на госслужбе. И пусть не все задуманное их властолюбивыми отцами удалось воплотить в жизнь. Но думается, эти русские жены не посрамили ни себя ни свой род и вели себя во многих жизненных перипетиях достойно

Первая часть истории лежит здесь

Если вам было интересно - ставьте лайки, подписывайтесь на канал!

А я обязуюсь писать больше интересных материалов!

Благодарю за ваше внимание!