На что жаловался Геннадий Зюганов президенту?
На недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным главный коммунист страны заявил, что сокращение партийных списков привело к «недопустимой для политической системы страны ситуации» - дескать, в условиях одномандатных округов КПРФ резко теряют места в парламентах. Что стоит за этим заявлением - разбиралась «Народная газета».
Для начала кратко о том, чем система партийных списков отличается от одномандатной. В первом случае избиратели, приходя на участки, голосуют за конкретную партию (в бюллетене написано: КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР и проч.). Затем избирком подсчитывает, сколько и какая партия получила голосов, и пропорционально распределяет мандаты. «Разыгрывалось» сто мест в парламент, а у КПРФ 15% голосов? Значит, они получат 15 мандатов. Их получают первые 15 имен в списке партии.
А одномандатная система - это когда избирательный округ разбит на конкретные участки (если «разыгрываются» 100 мандатов - на 100 участков), на каждом из которых избиратели голосуют за конкретного человека. В бюллетене - их фамилии, и только потом - партийная принадлежность. Подсчет производится проще: на участке № 1 победил коммунист, на участке № 2 - единоросс и так далее по всем участкам.
Долгие годы в России преимущественно использовали списочную систему. Потом было принято решение переходить на смешанную (это когда часть мест в парламент зарезервирована под список, а часть отдана одномандатникам). Почему?
Да потому, что в свои списки партии начали проталкивать людей, за которых избиратель не проголосовал бы ни при каких обстоятельствах. Известно, что в некоторых случаях места в списке попросту продавались. За партию-то все равно проголосуют, хотя бы 10%, значит, обеспечив себе 3-е место в списке, ты гарантированно станешь депутатом, вне зависимости от того, поддерживает лично тебя избиратель или нет.
К примеру, по спискам депутатом от КПРФ стал известный в Подмосковье и позже осужденный преступник (ст. 165 УК РФ) Ринат Шайдуллин. При одномандатной системе такое практически невозможно: за «одиозного» кандидата напрямую избиратель голосовать не станет, какую бы он партию ни представлял. Проголосует за того, кого знает, чьи дела и репутация известны.
Так вот, из слов Геннадия Зюганова следует, что прямо сейчас КПРФ резко теряет электоральную поддержку в регионах из-за одномандатной системы. Уже в 2016 году, когда нижнюю палату федерального парламента снова стали избирать по смешанной системе, КПРФ получила всего 7 мандатов в одномандатных округах. Общее представительство КПРФ снизилось с 92 депутатов в ГД шестого созыва до 42 депутатов в ГД действующего, седьмого созыва.
На выборах 2019 года на выборах Тульской областной думы представители КПРФ получили всего 2 мандата (столько же - ЛДПР), а «Единая Россия» взяла 25 из 36 мест. В Государственном собрании Марий Эл ЕР досталось 35, КПРФ - 9, ЛДПР - 3. Хуже всего дела у коммунистов были в Хабаровском крае: из 36 мест 28 достались ЛДПР, 3 - ЕР, а коммунисты вовсе прошли мимо.
Проще говоря: похоже, избиратель долгое время был готов голосовать за бренд КПРФ, но встретившись лицом к лицу с самими депутатами-коммунистами (на одномандатных округах), в поддержке им отказал.
Кстати, напомним: в Нижнем Новгороде и Ульяновске перешли полностью на мажоритарную (одномандатную) систему. Во многом именно это предвосхитило оглушительный провал партии на выборах в гордуму Ульяновска (зато более 90% мандатов взяла «Единая Россия»). Удивительно, но даже партия, которую в КПРФ считают «спойлером» - «Коммунисты России», - сумела протащить одного парламентария, а вот от «гвардии Зюганова» в гордуме Ульяновске не оказалось никого. При этом и партия власти, и КПРФ изначально выдвинули по 40 кандидатов, то есть находились в абсолютно равных условиях.
Так что пока руководство компартии жалуется на новые (а по правде говоря - более честные) правила игры, другие партии заняты поиском активных, узнаваемых политиков с безупречной репутацией. Голосуют именно за них - вне зависимости от партийной принадлежности. В этом главное преимущество мажоритарной системы. Или вы хотите вернуться к котам в мешке?
КСТАТИ
Гордума Димитровграда, контролируемая КПРФ, уже сейчас намерена в одностороннем порядке изменить систему выборов в городской представительный орган. Они хотят увеличить число мест по спискам - то есть вернуться к «партийным паровозам».
Петр КРАСНОВ