Бывший директор группы компаний «Капитал Инвест» Тимур Киров считает, что коммунальная отрасль – это сфера услуг, а возможность онлайн голосования сделает отрасль прозрачной и повысит качество оказания услуг. Общая площадь домов, находящихся в управлении коммунального холдинга, в Москве и Московской области превышает 5 млн. квадратных метров. Это и элитное жилье, и брежневки с хрущевками. О минусах общедомовых собраний мы и поговорили с экспертом.
-Тимур Миронович, правительство 16 января 2021г утвердило постановление о проведении собраний собственников жилья в электронной форме на базе портала государственных и муниципальных услуг. С помощью сервиса жильцов будут автоматически информировать о проведении собраний, в нем можно будет размещать принятые собственниками решения и сведения о голосовании, хранить итоговые протоколы в электронном формате.
Все возможности станут доступны в мобильном приложении "Госуслуги.Дом", которое должно появиться в I квартале 2021 года. Как этот глобальный проект скажется на рынке управления недвижимостью?
Еще три года назад в интервью одному из порталов я озвучивал предложение к жилищным инспекциям ввести онлайн голосование на общих собраниях собственников, потому что результаты этих собраний должны быть максимально прозрачными.
Сегодня вроде бы проводятся общедомовые собрания, жители голосуют, подписываются протоколы, но в итоге прав все равно тот, у кого больше административной силы, а не тот, кто следует букве закона. То есть, даже если никакого собрания собственников не было, но в Госжилинспекцию был подан непонятный протокол, то велика вероятность, что многоквартирный дом все равно будет включен в реестр лицензии. Мы неоднократно были свидетелями подобных ситуаций, когда в одно прекрасное утро дома оказывались в реестре совершенно новых компаний, у которых нет ни ресурсов для управления, ни штата, ни денег. Это компании-временщики, которые быстро создаются, собирают деньги и исчезают. Или, например, берут дома у компании, у которой нет никаких долгов, и буквально в ручном режиме передают их компании, у которой куча долгов. И зачем это делается, остается только гадать. Но кому-то это выгодно. И сегодня подобных случаев все больше и больше.
В итоге, напрашиваются самые неутешительные мысли касательно работы госорганов в сфере ЖКХ. И самое главное, непонятно, — так кто владелец дома? Его собственники или чиновник в ведомстве, который росчерком пера решает, какая компания управляет домом? Каким образом Госжилинспекция определяет, реально ли жители подписывали бланк голосования или нет. Мне это до сих пор непонятно.
Жителям необходимо ответить честно – они решают, кто будет в их доме убирать, мыть окна, подметать пол и придомовую территорию или это все-таки решает государство. Если решают собственники, то тогда нужно дать им прозрачную систему. Если решает государство, то нужно прямо сказать – собственники не справляются, государство будет выбирать вам управляющие компании на основе конкурсов. А сегодня у нас зазеркалье какое-то – кто-то проснулся не с той ноги, нарисовал протокол и подал в жилинспекцию. Онлайн голосование обеспечит прозрачность процессов. То есть житель заходит на сайт, регистрируется и голосует. Тогда подтасовать результаты будет сложнее.
Поэтому я убеждён, что результаты его голосования должны быть открытыми для всех. Да, я не спорю, что и интернет-демократия не панацея, но сымитировать собрание и потом получать дом под свое управления уже не получится.
-Тимур Миронович, вопрос про вашу группу компаний «Капитал-Инвест», каковы ее цели, задачи и принципы?
С 2021 года я не являюсь директором ГК «Капитал-Инвест». Но компания продолжает успешно работать с новым руководством. Приоритетами в деятельности компании являются ее клиенты и квалификация сотрудников. Ведь чем профессиональнее команду ты сформировал, тем лучше жителям, государственным органам и лучше экономика.
Что касается непосредственно работы в «Капитал Инвесте», то тут сотрудники получают колоссальный жизненный опыт и развитие. Ведь каждый дом — это как отдельное государство, это целый мир. И чтобы найти к нему подход, чтобы наладить взаимопонимание с его жителями, нужно многократно увеличить свои знания, умения и навыки. Сегодня реалии изменились. ЖКХ — это сфера услуг, так же как ресторанный бизнес или кинотеатр. Тут важно привлечь внимание потребителя, заработать его доверие и сохранять это взаимоотношение максимально долго. Поэтому нужны такие сотрудники, которые понимают все тонкости современного ЖКХ. Хотя я считаю, что полноценный рынок ЖКХ у нас еще не сложился, это все еще некий «Дикий Запад», где каждый сам за себя. Но я уверен, что придет время и в том числе с помощью процедур онлайн голосования в отрасли вырастет конкуренция за потребителя услуг. Клиент и его интересы — это главное, он платит деньги, поэтому должен получать качественные услуги.