Чтобы мотивировать поколение специалистов и менеджеров, которые выросли на компьютерных играх, нужно превратить их работу в ежедневную захватывающую игру, драму, где работник – герой, от которого много зависит, считает Алексей Крол .
Я не претендую в этой статье ни на полноту, ни на репрезентативность. Это просто размышления, которыми я захотел поделиться.
Общеизвестно, что есть более фундаментальные понятия, чем профессии и должности – это роли.
Роль политика и властителя, роль руководителя и менеджера, роль хозяина и лидера, роль управленца и специалиста, тренера и консультанта, исполнителя и созидателя. Существует масса описаний и определений ролей, но я сосредоточусь на ролях, которые есть в бизнес среде. Я не буду перечислять их все, но перечислю часто встречающиеся.
Также каждая роль и должность имеет свою логистику, равно как и профессии внутри ролей специалиста.
Ролевая логистика – это примерная последовательность бизнес процессов, действий и операций, которые человек выполняет в своей роли (своей должности или профессии).
Как логистика компании представляет собой последовательность бизнес процессов, направленных на получение конечного результата, так и логистика роли – направлена на получение результата.
Результата, который должен достигнуть человек, находящийся в этой роли (позиции).
Эти операции бывают стратегические, направленные на развитие важнейших навыков самого человека - внутренние, а также внешние, направленные на выполнение стоящих перед ним осмысленных измеряемых задач.
Чем больше работа включает в себя элементы мета ролевой игры, тем больше она мотивирует человека, больше завлекает, высвобождает больший потенциал.
И с другой стороны, чем меньше элементов игры включает в себя работа, тем менее она мотивирует, и скорее всего мотивация сводиться только к материальным стимулам. Более того, такая работа способствует большей текучке, повышенной утомляемости, равнодушию и даже неприязни к результатам труда, накоплению фрустрационных реакций и негатива.
Промежуточный вывод.
В тех отраслях или задачах, в которых важна постоянная инновация, а это важно в любой конкурентной области, и конкурентоспособность зиждиться на людях - целесообразно создавать такую рабочую среду, которая включает базовые игровые элементы.
Это позволит стать креативными и эффективными даже тем людям и в тех ролях, которые традиционно не считаются таковым.
И здесь я подхожу к отличию от понятия миссия. Реальная игра на рынке призвана развлечь человека, через симуляцию опыта, где он должен проявить смекалку, творчество, воображение. Причем, известно, что игроманы могут сидеть сутками, и не испытывать усталости.
Но, удачная игра либо интересна, либо - нет, и если игра не удачная, то ее ожидает провал. Она не интересна - т.е. она не инициирует у играющего того самого экзальтированного состояния, как вызывает действительно игровой хит.
Играющего - невозможно обмануть. Он сразу чувствует - есть интерес, значит есть энергетика, драйв.
Как это создается в настоящих играх? Ответ стар как мир - крепкий сюжет, правильный набор персонажей и архетипические ситуации, неординарная подача. Но главное - сюжет, фабула, наличие драмы, истории, которая захватывает нас, и заставляет серьезно нервничать из за абсолютно виртуальной ситуации. И стремиться пройти все уровни, быть эффективным и т.п.
Также и на работе - бизнес это война, драма присутствует всегда. Поэтому, я уверен, что создание игровой, драматической ситуации на каждом рабочем месте может существенно изменить мотивацию любого сотрудника. И для него работа перестает быть только работой или некоторой абстрактной самореализацией. В первую очередь работа превращается в реальную игру, драму, где работник - герой, от которого много зависит. Он перестает быть статистом и декорацией к играм топ менеджерам. Он получил свой мир.
Когда разбиваешь логистику труда каждой роли на составляющие, оказывается, что все выполняемые действия можно сгруппировать по различным принципам:
- Основные действия, направленные на достижения нужного результата и обеспечивающие действия, которые прямого отношения к результату не имеют, но достигают повышения качества или эффективности основных действий.
- Эффективные и неэффективные действия, которые соответственно оказывают положительное, отрицательное или никакое действие на эффективность выполнения работы.
- Мотивирующие и немотивирующие действия.
Первые две группы более или менее понятны, и скорее всего хорошо изучены, а вот последняя группа представляет самый серьезный интерес для ответа на вопрос - мотивирует ли нас данная деятельность, интересна ли она нам, заводит или утомляет она нас?
При этом я имею в виду саму деятельность, а не сопутствующие материальные компенсации, так как часто в материальном плане их нет.
И несложный анализ показывает, что есть лишь небольшая группа подвидов операций или действий, которая мотивирует, вдохновляет, является источников интереса, энтузиазма, а значит большего баланса сил, большей работоспособности, большей эффективности.
Вот список - этих мотивирующих действий (список неполный – смело добавляйте).
- Обучение, чтение новых книг и статей, узнавание нового, новые контакты, новые события и новый опыт.
- Влиять на процесс, быть значимым членом команды.
- Возможность творить, а значит синтезировать или искать новые варианты и решения, высказывать их в общении,
- Возможность делиться своими прозрениями с дружественной группой.
- Возможность учить, отвечать на вопросы в отрасли, которую ты хорошо знаешь, консультировать.
- Возможность общаться в профессиональном сообществе, коммуницировать.
- Возможность выступать перед дружественной аудиторией
- Принимать участие в решении проблемы и создании чего-то нового.
И есть также стандартная группа действий, которая демотивирует нас своей рутинностью, трудозатратами, ощущением низко эффективности.
Вот список - ДЕ - мотивирующих действий, присущих любой роли.
- Писать и излагать на бумаге свои мысли, не придумывать, а именно записывать, преобразовывать образы и идеи в вербальные категории
- Вводить свои мысли в компьютер
- Структурировать и редактировать свои мысли в компьютере
- Вводить в компьютер данные
- Исправлять данные в компьютере
- Писать отчеты по шаблонам
- Создавать очень формализованные документы, т.е. заверстывать свои живые мысли в жесткий формат
- Читать формализованные справочники и т.д.
Здесь есть важная оговорка - эти списки могут отличаться для людей разного психотипа:
- есть те, кто хорошо общается, но плохо пишет,
- есть те, кто хорошо взаимодействует с символами и цифрами, но плохо рисует и взаимодействует с визуальными образами.