Найти тему

Советская малолитражка. Как создание КИМ-10 привело к скандалу и аресту

Оглавление

КИМ-10 стала первой двухдверной малолитражкой, выпущенной весной 1940 года. Кроме того, производители создали также открытый КИМ‑10-51, который должен был поразить своим смелым дизайном. Изначально планировалось выпустить автомобиль КИМ-10 в продажу для населения, но что-то в эксперименте пошло не так.

Особенности малышки

Конструкция КИМ-10 во многом была похожа на Ford Prefect, однако, различий между машинами было множество:

  • масса российского варианта составляла 840 кг, что на 55 кг больше, чем у Префекта;
  • четырехцилиндровый двигатель объемом 1,17 литра;
  • 30 лошадиных сил;
  • на приборной панели в КИМ присутствовали часы, панель была полностью скопирована с Форда.
-2

Летом в 1940 году состоялся смотр прототипов в Кремле, где был продемонстрирован первый прототип КИМ-10. Авто, не успевшее выйти в серию, было резко раскритиковано. Инженерам пришлось в кратчайшие сроки дорабатывать уже готовую машину, после чего началась работа над четырехдверной версией.

Скандалы, интриги, расследования

Когда Московский завод имени коммунистического интернационала молодежи провел первую презентацию новых автомобилей, советские автомобилиста были настолько возмущены, что потеряли дар речи. Ни внешний вид КИМ-10, ни характеристики машины не соответствовали их представлениям и тому, что заявлял завод изначально.

-3

Кроме того, на демонстрацию приехал начальник охраны Сталина Николай Власик на собственном немецком авто. Opel Kadett был гордо водружен рядом с новой КИМ-10, а Николай предложил сравнить между собой два варианта малолитражек. Детище завода КИМ тут же проиграло сопернице, так как зарубежное авто выглядело гораздо предпочтительнее: Opel обладал передовым дизайном, имел четыре двери, а не две, как у КИМ-10, а также отличался удлиненным кузовом, который выглядел намного привлекательнее и позволял добавить удобства при использовании машины.

Летом 1940 года правительство стало настаивать на исправлении недочетов маленького авто, требовалось добавить сзади две двери, изменить местоположение фар, ликвидировать посадочные подножки, сделать больше дорожный просвет и заменить стальную крышу на дерматиновую накидку. Выяснилось, что исправить все осечки в кратчайшие сроки не получится, так как американцы уже изготовили штампы для двухдверного варианта и всю оснастку, за весь комплект материалов завод успел внести оплату, вернуть которую было уже невозможно.

В результате нарком средней промышленности Иван Лихачев был уволен со скандалом, а директора завода КИМ, Алексея Кузнецова, арестовали и отдали под суд. Несмотря на то, что ничего, кроме недальновидности, за ним найти не удалось, осадочек остался.

-4

В итоге конструкторам автомобильного завода пришлось исправлять наработки кустарно. Удалось сменить местоположение фар, решетку радиатора и крылья, установить второй ряд дверей. Машина стала более похожа на Opel Kadett, с котором так рьяно предлагал ее сравнить начальник охраны Сталина. Высокую скорость изготовления измененного прототипа удалось обеспечить, обратившись в американскую фирму Budd, где были заказаны новые чертежи и пресс-формы. Компания обеспечила советский завод всем необходимым, после чего в Америке отштамповали 500 пробных кузовов и доставили их в Россию.

«Сердца четырех»

В результате многострадальных перемен машина поменялась полностью, например, двигатель с четырьмя цилиндрами, дающий 26 лошадиных сил, заменили на агрегат с 30 л.с. Система охлаждения осталась прежней, она работала благодаря разнице температур, поэтому двигатель приходилось долго прогревать зимой, а летом он самостоятельно закипал от высокой температуры. Новое авто обладала механической трехступенчатой коробкой передач и задним приводом.

-5

Как только правки были внесены, автомобиль утвердили на производство, однако, название было изменено на КИМ-10-52. Новейшему аппарату с экспериментальным кузовом кабриолет даже удалось снятся в кинофильме «Сердца четырех». Кинолента рассказывает об испытаниях, в которых появилась данная машина.

Быстрого запуска в массовое производство так и не состоялась. Производить автомобиль с четырьмя дверями на штампах, предназначенных для двухдверного, было довольно сложно. Конструкторы на заводе исправляли детали кузова вручную, Именно поэтому в начале зимы 1940 года удалось собрать всего 16 опытных автомобилей. Далее производство, конечно, ускорилось, но с конвейера удавалось выпускать максимум 100 машин в месяц.

-6

Четырехдверные авто прошли военные испытания, после чего были направлены на фронт. Началась Великая Отечественная война, где КИМ-10-52 не выдержала жесткой конкуренции и скоро была снята с производства.

При поиске качественных запчастей заходите на сайт Sv-Parts.ru , где можно найти самые нужные детали по привлекательной цене.