В нашей рубрике #артефакты_цпирго мы рассказываем о необычных вещах, которые удается найти на глубине. У каждой находки — своя история. Сегодняшние наши экспонаты, на первый взгляд, обычные камни. Правда, некоторые из них перевязаны веревкой. Объясним, почему.
После обнаружения гранитных камней на днище судна «Архангел Рафаил» было высказано две теории их появления. Первая — что это часть корабельного балласта. Вторая — что камни использовались во вспомогательных целях, например, чтобы подкладывать под бочки или придавливать мягкий груз.
- Однако ряд факторов опровергал эти предположения. Во-первых, камней сравнительно мало. Сейчас их найдено 45, а этого количества недостаточно для балласта. Во-вторых, камни попадались не только в нижней, но и в средней, и верхней частях судна. Наконец, некоторые из булыжников найдены с остатками верёвочной оплётки.
- Все поднятые камни имеют форму (или природную, или искусственно созданную), подходящую для обвязывания их верёвкой.
«Архангел Рафаил» находился на небольшой глубине, поэтому с носовой части судна крестьяне вытащили значительное количество груза — около 350 тюков с кожей. В качестве инструмента использовали длинные шесты с крючьями. Это натолкнуло исследователей на предположение, что крестьяне могли воспользоваться и камнями как доступным приспособлением для погружения.
Технология использования могла выглядеть так: пловец натирался гусиным жиром, брал в руки веревку, к которой привязывали камень, нырял и хватал тюки. На глубине ему оставалось только отпустить трос, чтобы подняться на поверхность.
- Некоторые, используя тот же метод, могли просто привязывать веревку к поясу, а потом перерезать ее.
Однако владелец мызы, возле которой нашли «Архангел Рафаил», адмирал Крюйс, запретил своим крестьянам нырять, пока не будет решен вопрос об оплате работ по спасению груза. В архивном деле сохранилось его письмо в Адмиралтейств-коллегию, в котором он отдельно акцентирует внимание на том, что крестьяне на глубину не погружались, несмотря на просьбы владельца судна Мейера.
- Обнаружение этого документа позволило выдвинуть гипотезу, что найденные на судне камни использовались при проведении работ по подъёму части груза позже, в 1724–1725 годах, когда споры между владельцем судна Мейером и адмиралом Крюйсом об оплате труда крестьян завершились.
#архангелрафаил #цпирго