Найти тему
Иван Коновалов

Vickers F. B. 5 Gunbus – первый в мире истребитель

Этот довольно неуклюжий самолет совсем не отвечает общим представлениям об истребителе как маневренном воздушном бойце. Но именно он был создан британской компанией Vickers как самолет для воздушного боя, оснащенный пулеметом. Более того, Vickers F . B . 5 стал основой для создания первой мире истребительной эскадрильи во время Первой мировой войны.

Источник: https://www.tangmere-museum.org.uk/aircraft-month/vickers-fb5
Источник: https://www.tangmere-museum.org.uk/aircraft-month/vickers-fb5

Этот двухместный одномоторный (двигатель Gnome в 100 л. с.) биплан с толкающим винтом был разработан еще до войны. Англичане тогда делали упор исключительно огневые возможности. Стрелок-наблюдатель в носовой кабине с пулеметом Lewis (иногда ставили два пулемета) на шкворне получил прекрасный обзор и мог нанести противнику максимальный ущерб. Но вот пилот в задней кабине больших возможностей для маневра не имел. Тем более что скоро у противника появились легкие маневренные одноместные самолеты.

Построенный из дерева и ткани, самолет имел размах крыльев 11,13 м. Максимальная скорость составляла 113 км/час, дальность полета – 380 км.

Источник: https://www.pinterest.ru/pin/562738915928629650/?amp_client_id=CLIENT_ID(_)&mweb_unauth_id=da9ea7e0e4774d5c81686f119cc5bd02
Источник: https://www.pinterest.ru/pin/562738915928629650/?amp_client_id=CLIENT_ID(_)&mweb_unauth_id=da9ea7e0e4774d5c81686f119cc5bd02

На начальном этапе войны (поставлен на вооружение Королевского летного корпуса в ноябре 1914 года) Gunbus оказался эффективной боевой платформой в значительной степени потому, что не было другой машины, способной бросить ему вызов. Первый F. B. 5 был доставлен в эскадрилью № 6 Королевского летного корпуса в Нетеравоне в ноябре 1914 года. 25 декабря состоялось первое боевое применение самолета. F. B. 5 № 664 (экипаж – вторые лейтенанты М. Р. Чидсон и Д. К. У. Сандерс) взлетел с аэродрома Джойс-Грин и сбил в бою немецкий моноплан Taube зажигательными пулями из карабина после того, как заклинило пулемет. 18 дней спустя тот же летный экипаж был вынужден приземлиться в тылу немцев, и новый самолет попал в руки врага.

Источник: http://waroffline.org/lofiversion/index.php/t1012.html
Источник: http://waroffline.org/lofiversion/index.php/t1012.html

F . B . 5 распределялись эскадрильям до июля 1915 года. Затем на Западном фронте была сформирована первая в мире истребительная эскадрилья эскадрилья № 11 была развернута, полностью оснащенная F . B . 5.

Одному из ее пилотов капитан Лайонел Уилмот Брабазон Рис сбил со своим стрелком-наблюдателем шесть немецких самолетов и стал единственным асом Gunbus .

Еще один пилот 11-й эскадрильи второй лейтенант Гилберт Стюарт Мартин Инсолл летал на самолете F . B . 5 № 5074 с авиамехаником первого класса Томасом Хэмом Дональдом в качестве наблюдателя. 7 ноября 1915 года они подбили немецкий самолет к юго-востоку от Арраса. И тут же получили пробоину в топливный бак огнем с земли. Совершив вынужденную посадку в лесу всего в 500 ярдах позади союзных окопов, в темноте и под огне немецкой артиллерии они сумели починить самолет и с рассветом вернулись на свой аэродром.

Источник: https://topwar.ru/79821-propuschennyy-yubiley-ili-zachatie-vozdushnogo-flota.html
Источник: https://topwar.ru/79821-propuschennyy-yubiley-ili-zachatie-vozdushnogo-flota.html

Всего было построено 224 Gunbus —119 в Великобритании, 99 во Франции и шесть в Дании. Было выпущено еще 50 самолетов с несколько улучшенной конструкцией и обозначением F . B . 9. Однако с конца 1915 года на фронте стали появляться новые и более грозные самолеты, особенно новые германские Fokker Eindecker, вооруженные пулеметами, синхронизированными для стрельбы через пропеллер. F . B . 5 не мог им противостоять. Его военная карьера закончилась. Оставшиеся образцы стали тренировочными.

Также по теме:

50 лет первому полету Ил-76

Наемник-крестоносец граф фон Розен и уникальная эскадрилья «Дети Биафры»

Румынские авиабазы и стратегия «спящей ячейки» НАТО

Эфиопо-эритрейские войны. Часть 4. Россия, Украина и воздушная война

Истребители F-35 и система оружейной торговли США

Стратегические бомбардировщики США и России и «холодная война 2.0»

Индийский авиарынок и российские истребители

Квадрокоптеры – карманная авиация современной войны

Иракская война 2003 года: воздушная фаза операции «Шок и трепет»

Универсальные системы ПВО/ПРО: российский «Витязь», американский «Патриот» и другие

Пандемия коронавируса и мировой военно-промышленный комплекс

Зенитные ракетно-пушечные комплексы: российский «Панцирь-С1», американский IM-SHORAD и другие

ВВС США забраковали новый воздушный танкер компании "Боинг"

Истребитель F-15E стал первым носителем новейшей ядерной бомбы США

Новейший Су-30СМ стал единым истребителем ОДКБ

Военные авиазаправщики: российский Ил-78, американский KC-767, европейский A330 MRTT и другие

Сверхтяжелый транспортник «Руслан» и украинские надежды на «Боинг»

Самолеты обнаружения и наведения: российский А-100, американский E-3 Sentry и другие АВАКСы

Американская авиация против Панчо Вильи: счет 0:

Гражданская война в Нигерии. Часть 3. Война в воздухе