Разберемся, почему кормилицы — это не прекрасно, а трагично, ужасно и приводило к г.ибели детей.
Дореволюционная медицина активно агитировала за кормление ребенка грудью, да и альтернатив то особо не было. Медицинские книги того времени пишут о физическом и естественном единстве матери и ребенка. И эти же книги дают рекомендации нанимать кормилицу. Эта практика была повсеместной в более богатых домах. Даются целые наставления, как и по каким критериям выбрать ту, кто выкормит вашего ребенка.
Почему же было так модно (не побоюсь этого слова) нанимать постороннюю женщину для вскармливания собственного ребенка. Первопричина не в попытке сберечь фигуру. А в том, что в то время пропагандировалось женское бессилие. Идея о том, что женщина слабая и беспомощная активно культивировалась в тогдашнем обществе.
С таким раскладом, кормилица признавалась единственным способом прокормить новорожденного. При это авторы популярных медицинских брошюр отзываются о кормилицах весьма нелестно. Наняться кормилицей считалось в некотором роде торговлей телом. Но главное за что осуждали – это то, что кормилица ради жизни чужого ребенка, обрекала своего чуть ли не на голодную смерть.
В 99% случаев в дом брали только женщину – ведь внимание должно быть сосредоточено только на барском ребенке. Своих же детей (а часто один из них был такого же возраста, как и барский) сдавали в воспитательные дома, либо отправляли на попечение родственникам. В воспитательных домах смертность была ужасающая. Кормилиц не хватало чтобы прокормить всех сданных туда детей.
А родные матери приходили, в лучшем случае, раз в 2-3 недели. В деревнях у родственников дети были никому не нужны, а с грудничком так и вовсе не хотели возиться – ни о каком грудном молоке речь и не шла. Кормили кашами да коровьим молоком. Выживет – хорошо, а если нет, то и забот нет.
Какими же были критерии отбора кормилицы для барского ребенка:
- Как ни странно – цвет волос. Кормилица должна была быть с темными волосами. Считалось что у блондинок и рыжеволосых женщин очень мало молока.
- Зубы. Тут то все логично. Здоровые зубы, говорили о здоровье их владелицы. Тогда про кальций знать не знали, но взаимосвязь хорошо понимали.
- Родословная. Женщина должна была быть из благочестивой семьи. Рекомендации на нее брались у приходского священника.
- Количество детей. Сколько выжило, сколько умерло. Если много умерло – значит либо мало молока, либо оно плохое.
- Ну и собственно, главный критерий –ребенок кормилицы должен был быть рожден примерно в одно время с барским ребенком. Считалось, что в таком случае молока будет больше и оно будет более полезное. Тех, кто откормил своего ребенка, не брали – уже плохое молоко. Обходили стороной и тех, у кого умер новорождённый. Боялись, что такая кормилица привяжется к барчонку больше необходимого.
Естественно, привязанность и связь кормилиц и детей была очень сильной. Она была на года – часто барские дети с теплотой вспоминали о женщинах, которые из выкормили и, по сути, вынянчили.
Женщины шли на такую работу не от хорошей жизни. Давайте разберемся за какие блага женщина бросала своего родного ребенка чтобы выкормить чужого. Из сохранившихся источников известно, что женщины получали от 50 до 800 рублей в год. Это зависело от состоятельности барского дома. Ее ребенка, который находился в воспитательном доме, тоже содержали. На это выделялось, обычно, до 50 рублей в год.
Сама кормилица была на полном обеспечении хозяев. Она кормилась в барском доме, ее обеспечивали одеждой. У кормилиц была своя «униформа» - рубаха, сарафан, кокошник. Николай I выпустил даже специальный указ, который дает предписания внешнему виду кормилиц.
Кормление длилось около года, двух. Все это время женщина жила на постоянной основе в барском доме. Не очень приветствовалось, если женщина отлучается к себе домой – боялись, что чувств тоски по детям и дому возьмёт верх и она не вернется. Вся утварь, которой пользовалась женщина вовремя работы на баринов, оставалась за ней: мебель, постельные принадлежности, посуда.
После окончания срока службы, кормилице выдавался подарок. Это могли быть деньги, а могла быть и лошадь, или даже новая изба. Конечно все зависело от барского достатка. Поэтому на место кормилицы в зажиточные дома был высокий конкурс.
В царскую семью конкурс за место мог равняться сотням. Попадая в царскую семью, кормилица и ее семья получала пожизненное содержание. Про царских кормилиц расскажу в следующей статье.
Институт кормилиц стали открыто порицать в советской России. Делался упор на тот факт, что богатые паразитировали на бедных женщинах и их детях.
Так же я писала про детскую сезонную смертность в дореволюционной России, про методы наказания детей в царской России.