Найти в Дзене
Brossok

Монгольская борьба - Бохийн Барилдаан

Монголия. Огромные просторы, лошади и борьба. Борьба в Монголии это целый пласт истории, культуры и традиций. Монголия – многонациональна и поэтому видов борьбы здесь несколько. Основной – бохийн барилдаан.
Монголы очень сильно почитают борьбу, она занимает одно из ключевых мест в их традициях и обычаях, к борцам относятся с большим уважением и каждый мальчик мечтает стать борцом. В наше время
-2
-3

Монголия. Огромные просторы, лошади и борьба. Борьба в Монголии это целый пласт истории, культуры и традиций. Монголия – многонациональна и поэтому видов борьбы здесь несколько. Основной – бохийн барилдаан.

Монголы очень сильно почитают борьбу, она занимает одно из ключевых мест в их традициях и обычаях, к борцам относятся с большим уважением и каждый мальчик мечтает стать борцом. В наше время борцовские национальные традиции сохранились в почти первозданном виде и продолжают жить. Берет свое начало борьба на рассвете первого тысячелетия нашей эры, как прикладное воинское искусство кочевников. Первое документальное упоминание относится к 1240 году, в произведении «Тайная история Монголии», где неизвестный автор пишет: «Однажды на пиршестве Чингисхан предложил побороться Бури-Буке с Бэлгудеем». С древних времен борцы были элитой монгольских войск и зачастую исход сражения решали борцовские поединки между представителями враждующих сторон. Постепенно из армии борьба перетекла в спортивные и народные состязания.

Борцовские турниры проводились и проводятся во время всех народных праздников. Особенное народное гуляние называется «Эрийн гурван наадам» - Три игрища мужей. На такие состязания собирались и собираются участники и зрители со всей Монголии, а соревнования проходят по скачкам на лошадях, стрельбе из лука и борьбе. Самый крупный турнир проводится в столице Монголии – Улан-Баторе. Ежегодно республиканский Наадам собирает десятки тысяч болельщиков и тысячи участников. Количество борцов принимающих участие в этом соревновании от 512 до 1024 человек. Всех разбивают на пары, турнир проходит по олимпийской системе, проигравший выбывает и так до финальной пары.

Победители кругов и турнира получают определенные звания. Так одержавший победу в 5-ти кругах именуется «Начин», что означает сокол, в 6-ти – «Харцаг», что значит ястреб , в 7-ми «Заан» – слон, в 8-ми – «Гарьд», что означает священная птица Гаруда, в 9-ти «Арслан» – лев, в 10-ти « Аварга» – это исполин. После трех выигранных турниров Наадам, борец получал звание «Всенародный исполин», после четырех – Непобедимый исполин. А после пятой и последующих побед борец назывался Далай Даян Аврага Непобедимый Всенародный Исполин.

Перед проведением турниров борцы удаляются от жизни мирской и проводят время в тренировках под присмотром старых мастеров – засуулов т.е. тренеров. Они тренируются, выдерживают определенный режим, ограничивают себя в питании, часто соблюдают половое воздержание. Физическая силовая подготовка имеет свои особенности и специфику, например работа с тяжестями включает броски в длину и в высоту, поднятие, толкание, перебрасывания.

Традиционные борцовские костюмы включают в себя сапоги – монгол гутул, короткие шорты-бандаж — шуудаг, короткую куртку с рукавами – зодог, и головной убор – малагай, которую снимают на время поединка. У каждого борца свой секундант – засуул, он же тренер. Засуул, прославляет своего подопечного, называет его имя, секундирует во время поединка, представляет интересы борца перед судьями, держит его шапку.

В начале турнира происходит парад - представление борцов, - несколько сотен участников выбегают на поле и изображают полет орла. Полагается, чтобы движения рук напоминали взмахи крыльев, а грудь и туловище были как у арслана т.е. (льва).

Также ритуальный танец - дэвиг борцы проводят перед началом каждого поединка, таким образом, настраиваясь на схватку. Поединок проходит в несколько туров и ведется только в стойке. Проигравшим считается тот, кто коснулся земли любой частью тела выше колена. Арсенал приемов очень широк и многообразен: толчки и рывки, подсечки и зацепы, отхваты и посадки, проходы в ноги и атаки ногами и многие другие технические действия. Всего в монгольской борьбе насчитывается более 600 приемов.

Выигравший схватку, после ее окончания опять исполняет танец - дэвиг. А проигравший должен был пройти под правой рукой победителя, таким образом, признавая свое поражение.

Сейчас поединок ограничен по времени, раньше боролись без временных рамок.

Победителей щедро одаривали ценными призами, кроме этого они получали народную любовь, почет и уважение. Признание и почитание богатырской силы сохранилось и наше время, борцы и соревнования по борьбе пользуются большой популярностью. Основательные спортивные традиции помогают монгольским борцам побеждать на мировых турнирах по вольной борьбе и самбо. А сумоисты из Монголии прославляют свою страну и народ и в Японии и за ее пределами. По негласной статистике монголы вошли в пятерку самых борцовских народов мира.

БОХИЙН БАРИЛДААН – это шикарная, многовековая, красочная спортивная традиция, которой вполне заслуженно может гордиться монгольский народ.