Найти тему
СЛОВО

Сорокоуст

В русской литургической традиции с древности (о нем упоминается еще в «Вопрошании Кириковом» XII века) утвердился обычай сорокоуста – поминовения усопших в течение 40 дней, за сорока Литургиями.

Одни относятся к этому обычаю пренебрежительно: мол, священники на этом деньги зарабатывают, а на самом деле нет никакой разницы, подаю я записку или нет, ведь все равно Церковь поминает меня в числе «всех православных» за каждой литургией. Другие наоборот относятся к этому обычаю магически, полагая, что благодаря сорокоусту молитва Церкви в сорок раз сильнее, в сорок раз эффективнее, а значит и усопшим в сорок раз лучше.

Я бы предложил посмотреть на эту практику с другой с точки зрения. Не с точки зрения выгоды священника или магической эффективности, а с позиции нашего участия в жизни Церкви, в посмертной участи наших ближних, наших усилий, которые мы прилагаем к тому, чтобы угодить Богу.

Будем честными: когда мы помогаем нищим, обездоленным или сиротам, мы понятия не имеем, насколько мы в действительности сделали их жизнь лучше. Иногда мы можем проследить какие-то внешие изменения, улучшение бытовых условий, их внешнего облика – да и то только в том случае, если оказываем помощь систематически и следим за результатами. О том же, что происходит в душах тех, кому мы помогаем, мы не знаем почти ничего. Мы оставляем это Богу, Его Промыслу о конкретном человеке. Мы можем отвечать только за себя, за свои усилия, за свое внутреннее изменение.

Так же обстоит дело и с молитвой за усопших. Сорокоуст – это действительно более сильная молитва, но не в смысле эффективности, а в смысле приложенного нами труда. И не нужно стесняться того, что этот труд выражен в большем количестве денег. Деньги – это эквивалент, затраченного нами труда. Так что, как говорил Антоний Оптинский, «будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша – об них. И не только праведники, души которых в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся об нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных».