Найти тему
Народная Газета

ДЕФИЦИТНЫЙ ТОВАР

«Пусть будет все, но пусть чего-то не хватает», - подытоживал свой известный монолог Аркадий Райкин.

О дефиците шутили, не понимая, как его можно преодолеть. О дефиците писали серьезные работы, в которых объяснялось, как его можно преодолеть. Журнал «Крокодил» боролся с дефицитным товаром язвительными карикатурами, а ему было хоть бы хны. В январе 1988 года на сцене Ульяновского областного драмтеатра состоялась премьера с актуальным названием «Дефицит». Даже служители Мельпомены включились в борьбу с нехваткой товаров. В свою очередь словосочетание «дефицитный товар» служило лучшей похвалой для любого продукта и гарантировало его высокое качество. А уж если еще и импортный!

Следы присутствия дефицита в жизни ульяновцев остались, конечно, и на страницах старых газет.

Потребление в разумном сочетании

Объяснений причин, почему в советское время существовало такое явление, множество. Столько, что они порой даже противоречат друг другу.

Одна из наиболее популярных версий связывает наличие дефицита с плановой экономикой. Дескать, одного без другого и не бывает вовсе. В рыночной экономике цена определяется балансом между спросом и предложением. За этой формулой стоит бесконечное множество покупателей и продавцов. Последние, конкурируя между собой, быстро устраняют дефицит и излишки товаров. А в плановой экономике государство не может мгновенно реагировать на все запросы покупателей.

Поэтому другие утверждают, что дело не в самой плановой экономике как таковой, а в ошибках и недостатках, допущенных при планировании. Не учитывались региональные особенности, из-за чего, например, в Среднюю Азию поступало большое количество книг на русском языке, где они не пользовались спросом, зато вот в Москве или на Волге их не хватало. Поборники этого подхода считают, что излишняя централизация, когда количество каждого товара рассчитывалось на всю страну в штуках и килограммах, и отсутствие современного научного подхода, связанного с компьютеризацией и информационными технологиями, были основными причинами возникновения дефицита.

«Мы у себя в Заволжском районе достаточно точно знаем, в каком количестве и какие продукты нужны для нормального обеспечения жителей. (…) В последнее время в районе в явно больших количествах скупаются макаронные и крупяные изделия, растительное масло, соль, спички. Ясно, что такой «бум» ведет лишь к созданию излишков продовольствия, их порче, способствует развитию спекуляции», - словно в подтверждение этого подхода говорила начальник отдела объединения «Продтовары» Заволжского района Л. Коптелова на страницах «Ульяновской правды» в ноябре 1990 года.

Поэтому пытались и ограничить количество дефицитного товара в одни руки.

«Принято решение о нормированной продаже мужских носков, детских и женских колготок, нательного и постельного белья с гарантированным приобретением их в разумном сочетании на общую сумму 32 рубля в год на душу населения в действующих розничных ценах», - сообщает «Народная газета» в феврале 1991 года.

На «нет» и конфет нет

Есть и другие версии. В советское время часто писалось и сообщалось о разгильдяйстве и даже саботаже как одном из главных факторов появления дефицита. Представления об искусственности создания пустых полок бытовали еще в тридцатые годы. «Основная товарная станция Ленинграда и станции складов клиентуры забиты товарами ширпотреба, которые систематически не вывозятся, так как Октябрьская дорога не дает вагонов. Образовались огромные залежи товаров, предназначенных к отправке на село», - приводила пример газета «Правда» в 1933 году.

Нехватка производственных мощностей в сфере производства товаров народного потребления называется еще одним фактором возникновения дефицита. Ведь потребительская корзина простого советского человека, согласно установкам государства, должна была состоять на 80% из товаров, закрывающих первичные жизненные потребности. Все остальное - предметы роскоши и излишества нехорошие.

«Отчего пусты прилавки в кондитерских магазинах?» - вопрошала «Ульяновская правда» в октябре 1989 года. И продолжала: «Действительно, трудно объяснить покупателям отсутствие в свободной продаже даже самых дешевых конфет при наличии в городе своей кондитерской фабрики, выпускающей в год более 30 тысяч тонн сладкой продукции. Аспектов у этой проблемы множество, и, не касаясь пока большинства из них, попробуем рассмотреть главный: способна ли фабрика выпустить сегодня больше продукции, чтобы насытить местный рынок?»

Фабрика отвечала на поставленный вопрос категорическим «нет». Предприятие уже давно перекрыло свои производственные мощности и увеличить их больше не сможет.

Дело - табак

Историки насчитывают три пика товарного дефицита. Первый пришелся на рубеж двадцатых и тридцатых годов. Вызван он был начавшейся индустриализацией и сворачиванием НЭПа, что разрушило уже к тому времени сложившийся рынок.

Второй пик выпал на послевоенные годы, с ним более или менее все понятно.

Третий начался в шестидесятые годы и продлился до распада СССР. Его связывают с хрущевскими гонениями на подсобные хозяйства. Излишки с огородов реализовывались на колхозных рынках, где и покупались к столу «фермерские продукты». В годы застоя острота дефицита незначительно уменьшилась, чтобы вновь расцвести в конце восьмидесятых. Вернее, не расцвести, а полностью опустошить полки в магазинах. В 1987 году сняли ограничения по внешней торговле, и товары, которых и так не хватало, устремились за границу. Туда, где платили валютой. Кроме того, политические потрясения привели к полной разбалансировке экономической жизни в стране.

«В области, как и в целом по стране, сложилась критическая обстановка с обеспечением табачными изделиями», - сообщает в июне 1990 года «Ульяновская правда». В качестве одной из мер борьбы с табачным дефицитом «предложено обратиться во внешнеторговое объединение по вопросу закупки табачных изделий». Одна надежда оставалась - на то, что заграница нам поможет.

Из Димитровграда в Эстонию

На всем протяжении существования Советского Союза была возможность реализовывать товары на том самом колхозном рынке. Правда, далеко не всем. И доля его в общем объеме устойчиво снижалась. Иными словами, остатки рыночной торговли продолжали сохраняться.

А в конце Перестройки к рынкам добавилась еще одна возможность совершенно законно торговать. Коммерческие магазины. Именно туда и устремились дефицитные товары.

«Дефицит, закупленный децентрализованно и по товарообменным операциям, будет реализовываться в основном через коммерческие магазины», - предупреждает жителей области в январе 1991 года «Народная газета».

Приход рыночной экономики не сразу полностью избавил людей от дефицита. Еще в 1993 году можно встретить в «Народной газете» такое сообщение: «Пресечена попытка вывоза из Димитровграда в Эстонию партии продуктов питания. В большегрузном автомобиле находилось 5 тонн маргарина, одна тонна сухого молока, 2,3 тонны сливочного масла - всего на общую сумму более двух миллионов рублей. Каждый житель области прекрасно знает: у нас с продовольственным снабжением лучше, чем в других регионах России. И тем не менее названные выше продукты отнюдь не в избытке».

Рынок насытил товарами область. О дефиците стали вспоминать все реже. Правда, возникла другая проблема. Не все, далеко не все можно себе позволить. С товарным изобилием пришли и кусачие цены.

В ТЕМУ

Дефицит носил тотальный характер и охватывал не только потребительский рынок.

«Дефицит транспорта в милиции сравним разве что с дефицитом там же горючего, оргтехники (компьютеров и пр.), наручников, высококвалифицированных специалистов», - сообщалось в заметке «Эх, прокачу!» в «Народной газете» от 23 марта 1991 года.

В заключение, правда, говорится, что в текущем году милиции будет передано 60 новеньких уазиков из резерва облисполкома. Хоть в этом с дефицитом можно будет справиться.

Кстати, дефицит ощущался не только в правоохранительных органах, но и среди тех, кто кое-где у нас порой:

«Всеобщая и полная победа дефицита наложила свой отпечаток и на корыстные преступления, т.е. на кражи. Воровать стали то, на что раньше не смотрели. В Димитровграде, например, через открытое окно служебного помещения управления строительства преступники похитили телефонный аппарат и два письменных стола», - сообщает криминальная хроника от 19 июля.

Данила НОЗДРЯКОВ

Фото: yahooeu.ru