На 74 км от Москвы, между Солнечногорском и Клином находится садовое товарищество "Сокол". Уже само название говорит о том, что здесь живут и отдыхают летчики. Да, в далеком 1980 году летчикам-фронтовикам,
большинство из которых были Героями Советского Союза, государство выделило участки земли по 6 соток. Что и говорить , не много, но это была земля на которой можно было построить домик, развести сад-огород так любимые русским человеком.
В это время я служил в одной из зенитных рукетных частей прикрывавших Москву от вероятного противника. В редкие выходные, получив разрешение, приезжал помочь отцу по строительсту в основном вскопать, перенести - на остальное не хватало квалификации. Мало помалу дачный городок отстраивался, фруктовые деревья были посажены, грядки разбиты, теплицы заняли свои места согласно "генеральным планам". Теперь наступило время поближе познакомиться с соседями. Практически все были офицерами запаса, в высоких званиях, но людьми простыми в общении.
Через дачу от нас поселился Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Сергей Федорович Долгушин. О его фронтовой судьбе я узнал много позднее, а пока я познакомился с невысокого роста, пожилым, спортивного вида моложавым человеком,
с хорошим чувством юмора. Правда он курил одну за другой сигареты, что в последствии сыграло злую шутку с его здоровьем, но тогда это не сказалось на нем. Под окнами дачи стояла, всегда готовая к выезду "Волга" и на ней он ездил даже за хлебом в дачный магазинчик, который находился в 100 метрах от дома. "Да что я не летчик, пешком ходить буду" - говорил он.
О войне он рассказывал не много. За год до ее начала он окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков и начал свою службу в 122 авиаполку на западной границе. Первый день войны и первая победа. И хотя боевые вылеты он совершал на устаревшем тогда И-16,
в совершенстве зная эту машину он одерживал победы над новейшими истребителями противника Ме-109. В своих интервью каналу "Крылья России" он говорил позднее, что летчик освоивший самолет И-16 может смело летать на любом типе самолета. А эти слова я слышал задолго до этих выступлений, летними вечерами у его дачи, когда мы иногда беседовали и он вспоминал эпизоды фронтовой жизни. Он говорил неторопливо, помагая себе взмахами руки и не выпуская горящей сигареты. От него я узнал, что он служил под началом Василия Сталина и был близко знаком с ним и о котором отзывался как о хорошем летчике
и как о человеке, заботившимся о своих подчиненных, что не совсем совпадало в 90 годы с официальным мнением.
За время войны войны он прошел все должностные ступени от летчика до командира авиаполка, был несколько раз сбит, ранен, но всегда возвращался в строй. В его послужном списке есть случай, когда он спасая своего товарища летчика Макарова С,В., совершившего аварийную посадку на полевой аэродром вблизи Клина, под огнем противника
приземлился, пристроил его в кабине своего МиГ-3, под автоматными очередями немцев взлетел и спас его.
За период войны он совершил 500 боевых вылетов, по разным данным лично сбил от 15 до 17 самолетов противника и несколько в группе. Награжден орденами Ленина (2), Боевого Красного знамени (4), Александра Невского, Отечественной войны 1 степени (2), Красной звезды (2) и медалями Но все эти регалии я увидел потом по телевизору. Он был очень скромным человеком. Сейчас незаслуженно мало говорят о таких людях, являющихся примером беззаветной службе своей Родине и не только в годы испытаний.
А как Вы думаете? Стоит ли вспоминать о таких людях чаще, а не только в дни годовщин каких либо великих дат? Или только родные будут передавать память о них своим детям и внукам. Ведь в школах об этом так мало говорится . А жаль. Ваше мнение?
Вот так.
Подписывайтесь, если понравилось комменитируйте.