Ох, ребятки. Понимаете, если читаешь всё языческое, родноверческое, про богов родных, про предков великих, про явления приРОДы привычные, простые и одновременно гениальные, и при этом мурашки носятся по загривку, значит это твоё! Значит нашёл веру по душе и хочется про неё больше знать, изучать. Хочется ехать на край света, чтобы узнать о своих предках, как минимум на четыре поколения вглубь веков! Когда душа переворачивается и не хватает воздуха от мысли, что вот она моя вера, моё мировозрение, с которым соглашаюсь и ни на что не променяю. Если у вас горит душа от осознания, что своё найдено, тогда это точно оно. Разумеется, когда другая вера так манит, влияет, это значит человек тоже нашёл своё, добился гармонии с собой и богом. Это великолепно. Любая вера, если она в РАдость и в помощь человеку - благодать.
Язычество, родноверие, оно изначально, по сути своей, доброе. Оно основано на любви к жизни и почитании родителей. Посмотрите на русских князей до Владимира. Какими бы они воинственными не были, после похода на греков и заключения мирного договора, Игорь с дружиной присягнули Перуну, а христиан русских проводили к присяге в церковь, так как много было христиан варягов. Места хватало на Руси всем. Мы и сейчас не видим угроз своей вере со стороны других. Нравится, присоединяйся, силой никто не тащит. Не по нутру, сходи к христианам и т.д. А приверженцы какой веры у нас ставят церкви на месте капищ? Ну, не будем о грустном.
Итак, Масленица, Комоедица, Весеннее равноденствие! 16-20 марта 2021 г. Начало астрономической весны, прощание с Зимой и сжигание чучела Марены (Зимы). "У Велеса борода в масле". Атрибуты праздника - блины, яйца писанки, яйца крашенки, куличи, медведи, костры.
Считается, что прообраз кулича на территории Руси был всегда. Только в дохристианские времена это был вовсе не кулич, а некий весенний обрядовый хлеб, выпекаемый к весеннему празднику Солнца. Есть версия, что до XIX века на Руси пекли перепечу —открытый пирожок из теста, в середину которого клали разную начинку — творог, грибы или ягоды. Наши древние предки изначально пекли хлеб в форме мужского детородного органа, специальной формы, но не потому, что были отсталые или распущенные. А потому, что это естественный, природный символ плодородия и возрождения жизни.
Яйца писанки были, и до сих пор считаются магическим амулетом плодородия, защиты и процветания. Магические узоры, очень древние по происхождению, наносят на чистое белое яйцо пчелиным воском. Для этого используют специальный инструмент - кистку, которую нагревают в пламени свечи. Яйцо используется сырое. После нанесения узора жидкость удаляется из скорлупы через небольшие отверстия, проделанные на заострённых концах яйца. Яйца крашенки нам более привычны- варятся вкрутую, красят луковой шелухой, или другим красителем и торжественно съедают на праздновании весеннего равноденствия. В традициях сохранилось приносить яйца и куличи на могилы родственников. А Вешние деды (Радоница) у нас стабильно 30 апреля. (Православно-родноверческие праздники прошу не путать с христианскими, у которых все праздники прыгают). Значит красили яйца и пекли куличи от весеннего равноденствия до Живиного дня (1 мая), а возможно до Дня Земли (10 мая), в общем, всю весну.
Б.Рыбаков: "Представления о яйце как о микрокосме , в котором отразилась Вселенная, восходят к глубокой древности: индоиранские легенды говорят о появлении Вселенной из яйца; Геродотом записано предание о том, что мир создан из яйца, положенного Фениксом в святилище Гелиоса. Афанасьевым приведено много русских обычаев и поверий, связанных с красными и желтыми яйцами. Все они входят в систему магии плодородия.
Прежде всего само яйцо является олицетворением начинающейся жизни; растительные узоры и символы аграрного плодородия, как правило, покрывают писанки; приуроченность обычая катания яиц к весеннему циклу праздников тоже говорит об аграрной магии. Поэтому все сюжеты и композиции на писанках требуют внимательного отношения к ним и тщательной расшифровки.
Свидетельство «Калевалы»(Корело-финский поэтический эпос): дева неба, она же и «мать воды», Илматар-Каве, приютила «бога всевышнего» Унко, слетевшего к ней в облике утки. Утка снесла яйца, из которых создалась Вселенная:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Стал высокий свод небесный…
Яйца, как крашеные, так и белые, играли и играют важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «з солью, з хлебом, чз белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день, клали в воротах хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху."
Весеннее равноденствие - праздник медведя, покровитель которого сам Велес. Б.Рыбаков : "Медвежий пpаздник – комоедицы пpазднyется наканyне хpистианского благовещения – 24 маpта, как весенний пpаздник пpобyждающегося после зимней спячки в беpлоге медведя. К этомy дню пекyт специальные кyшанья, а в самый медвежий день надевают вывоpоченные шеpстью ввеpх шyбы и тyлyпы и исполняют особый танец, воспpоизводящий движения пpосыпающегося медведя. Медвежья тема в аpхеологии и фольклоpе очень часто бывает сопpяжена с именем славянского языческого бога Волоса-Велеса. Пpи сопоставлении аpхеологических и этногpафических данных поpажает yдивительная аpхаичность медвежьего пpаздника: охотники явно ощyщают свою pодственнyю связь с медвежьим pодом, повсеместно медведь называется «стаpиком», «дедом», «священным звеpем».
Медвежья лапа, носившая название «скотьего бога», вывешивалась ещё в начале XX в. подмосковными кpестьянами во двоpах для охpаны скота. «Скотьим богом», как известно, летопись называет Волоса. Общеизвестна сказка о медведе, y котоpого мyжик отpyбил лапy и отдал её жене. Медведь на деpевянной ноге пpишел к избе и начал петь под окном:
Скpипи, нога,
Скpипи, липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит,
И по селам спят,
По деpевням спят.
Одна баба не спит,
Hа моей коже сидит,
Мою шеpсткy пpядет,
Мое мясо ваpит,
Мою кожy сyшит.
Медведь вошел в избy и съел стаpика со стаpyхой.
Пеpед нами отpывок весьма аpхаичного фольклоpного пpоизведения, в котоpом, по всей веpоятности, пpопyщены какие-то звенья; осталось одно: лесной хозяин каpает людей, использyющих его отpyбленнyю лапy в yтилитаpных целях – ваpят мясо, пpядyт шеpсть, сyшат кожy.
Hеолитические следы медвежьего кyльта обнаpyжены y с. Волосова; фатьяновского типа pитyальный топоp с головой медведя был найден в центpе гоpода Ростова, где, как известно, ещё в XI в. было капище Волоса. Созвездие Плеяд, имеющее русское наpодное название «Волосожаpы», «Волосыни», пpедвещает yдачнyю охотy на медведя.
С костром и блинами совсем всё просто. Блины - это символ солнца. А первый блин всегда - для умерших предков. Прыжки через костер, огонь - для очищения, для пробуждения от зимних мороков. Куклу Масленицы путают повсеместно с чучелом зимы. Внизу на фото Масленица, обычно это кукла в жёлтом, с поднятыми руками, в которых держит солнце.
Чучело зимы может быть таким.
Но у нас народ обычно сжигает чучело, которое больше всё-таки на Масленицу похоже. Ну а что, кого отпраздновали, того и сожгли. В духе современного христианского мышления.
Получается, почти все весенние обряды мы сохранили из древности: яйца красим, хлеб сладкий едим, костер зажигаем, прыгаем и ликвидируем сшитое чучело (или сделанное из соломы). Вот только с датами проблема. Когда в этом году будут вещать, что масленица 14 марта, на самом деле она наступит неделей позже. Но в этом году ещё людям повезло, в прошлые годы масленицу христиане сдвигали на февраль.
Итак: начало весны – время возрождения, и пропустить такие волшебные дни было бы ошибкой. В эти дни, даже утратившие надежду, могут начать все с чистого листа, простив все обиды и получив благословение самой Природы.
Первая часть приключений весеннего равноденствия здесь.