Когда читаешь сегодня статьи основанные на воспоминаниях современников Тухачевского, что якобы он уничтожил армию, задаешься вопросом:" А было что уничтожать?" И при ближайшем рассмотрении оказывается что нечего.
После первой пятилетки, когда была заложена основа промышленности-металлургия, автомобиле и тракторостроение, следующим этапом было развитие перерабатывающей промышленности и в частности развитие оборонной промышленности. На это было выделены огромные средства-8% бюджета, но как показало время этого было недостаточно. Когда например, в преддверии войны пришлось резко увеличивать выпуск самолетов, количество предприятий участвующих в выпуске данной продукции пришлось удвоить за счет передачи мощностей из гражданской индустрии. Среди таковых была фабрика по выпуску печатных машин. Ясно что пришлось переоборудовать производство и заново обучать весь коллектив начиная с руководства и инженерного состав. Но в результате фактически военной мобилизации удалось сделать некоторый прорыв но время было упущено.
Но главная проблема это отсутствие конструкторского состава от слова совсем, не считая отдельных представителей данного цеха Поликарпова, Туполева,Илюшина. А если брать артиллерию то и вовсе никого. Хоть и обвиняет тот же Грабин Тухачевского якобы в уничтожении ствольной артиллерии, но при этом он как то забывает упоминать, что он сам только в 1930-м закончил военно-инженерную академию, Маханов двумя годами раньше, Петров в1932-м году. в 1931-м Логинов-конструктор зенитных орудий, Кошкин-главный конструктор танка Т-34 закончил политехнический институт в 1934-м. Пермский авиазавод и конструкторское бюро при нем под руководством Швецова был создан только в 1934-м, для сравнения компания Юнкерса была создана уже в 1909-м и имела огромный опыт как побед так и ошибок, которые исправить было достаточно времени.И тот кто хоть сколько-то знаком с производством прекрасно знает сколько лет нужно чтобы из выпускника сделать классного инженера, а тут главный конструктор.
Еще одним негативным фактором в сдерживании перевооружения армии была техническая слабость персонала оборонных предприятий. По докладной записке Госстата-от создания перспективной модели до начала серийного выпуска проходило не менее трех лет, что в пору бурного развития вооружения во всем мире было очень долго. К тому же с учетом того что многие изобретения основывались на купленных у запада по лицензии образцах (являющимися не первой свежести) то и отставание было уже на этапе конструирования. К тому же порой мешали стереотипы выработанные в период гражданской войны и с трудом удавалось их переломить. Например предприятия по выпуску радиостанций для военных нужд не входили в первую категорию и были загружены по зарез гражданскими заказами и соответственно армия получала продукцию по остаточному принципу. Заявка военных 1932-го года строительства завода выпуска радиоламп для танковых раций была принята к производству в 1935-м году а выпуск начат по американской лицензии только в 1939-м.
И все же не смотря на скудность финансирования и техническую отсталость производственных мощностей, а также технологическую отсталость страны, полным ходом шли разработки новых образцов вооружения как уже в традиционных на тот момент авиации, артиллерии и танкостроении, так и в абсолютно новых направлениях. Реактивная артиллерия, радиоуправляемые крылатые ракеты класса земля-воздух, реактивные авиационные двигатели, Радиолокационные станции. Это далеко неполный список того над чем работали наши конструктора и что могло войти на вооружение красной армии. Но к сожалению аресты 1937-38-го года инженерно-конструкторского состава на два года остановили перспективные разработки, а от некоторых и вовсе отказались и как результат приходилось налаживать разработки в условиях войны или закупать по ленд-лизу как это произошло с радарами хотя именно Советский Союз был на ведущих позициях в данных разработках. И все же у РККА было достаточно сил и средств чтобы отразить нападение любого противника.
Вывод: сегодня бытует мнение что из-за отсталости красной армии в вооружении случилась катастрофа лета 1941-го года. Обвиняют также руководство армии , в частности Тухачевского, что якобы выдвигаемая им концепция массированного удара оставила армию без фронтовой авиации. Что крайне неверно. Разработки всех видов вооружения не прекращались ни на минуту, будь то артиллерия, танки или фронтовая авиация. Где то благодаря новым разработкам двигателей(в дальней авиации удалось продвинуться дальше) в истребительной после рывка с И-16 топтались на месте пока не появились более мощные двигатели. Штурмовую авиацию пытались создать фактически со времени окончания гражданской войны и даже была определена ее концепция, но результат появился только перед самой войной когда в один клубок сошлись мощный двигатель способное нести мощное вооружение. То же самое можно сказать и о танкостроение, окончательно его контуры сложились во второй половине тридцатых годов. но многие разработки по нему были начаты еще в начале 30-х, например дизельный двигатель, достаточно мощный чтобы нести мощную броню и вооружение. Но так или иначе РККА имела вооружение по количеству в разы превышающее немецкое а по качеству если и уступала то не катастрофично. Тогда откуда же возникла катастрофа лета 1941-го года.
Немцы прекрасно воспользовались ошибкой в дислокации Советских войск. Накануне войны большинство частей приграничных округов были выдвинуты в чистое поле, поближе к новой государственной границе и в результате внезапного удара авиации и танковых клиньев оказались парализованы. При иной дислокации, когда войска оставались за старой границей, весь блицкриг придуманный немцами , оказывался бесполезным чисто из-за расстояния, которое надо было преодолеть. В самых узких местах расстояние до линии Сталина превышал 300 км , дальность же основного немецкого бомбардировщика Ю-87 не превышал 600 километров. Как видим находящиеся за линией обороны танковые части и аэродромы оказывались вне зоны действия немецкой фронтовой авиации, а удар танковых клиньев упирался в нашу линию обороны и вовсе только после двух дозаправок. Кто-то скажет математика, но в данном случае эта математика позволяла нашим частям выиграть время для сосредоточения, а командирам оценить правильно обстановку и расположение главных сил противника. Немецкой же авиации, главной ударной силе начального периода войны работать на грани своей достигаемости, против налаженной противовоздушной обороны РККА.
А разве так можно было? Можно, если не распылять силы, а укреплять существующую оборону, постепенно строя новую. К сожалению эта ошибка очень дорого нам обошлась.