Найти тему
mepart.ru

Электронный блок управления двигателем: устройство, неисправности и диагностика

Одним из важнейших элементов практически всех современных двигателей является электронный блок управления (ЭБУ).

Блок управления двигателем это электронное устройство, принимающее данные от различных сенсоров, затем происходит их обработка по специальным алгоритмам, на основе которых отдаются управляющие команды соответствующим устройствам. За счет этого обеспечивается точный состав топливно-воздушной смеси, оптимизируются практически все стадии функционирования движка.

Конструкция ЭБУ и принцип работы

Важно учитывать, что под термином ЭБУ могут рассматриваться различные электронные системы, которые управляют другими подсистемами машины. Управляющих подсистем достаточно много, они предназначены для изменения параметров работы подвески, трансмиссии, климат-контроля, других составляющих автомобиля.

Назначение блока управления двигателем состоит в оптимизации таких важных параметров:

1. Мощность.

2. Расход горючего.

3. Крутящий момент.

4. Состав выхлопа.

Управление осуществляется на основе данных от сети датчиков, размещенных в силовом агрегате. Это позволяет тонко подстраивать его работу под разные режимы езды, снизить расход горючего и продлить срок службы отдельных узлов.

Внешне ЭБУ представляет собой небольшое устройство в металлическом корпусе. Внутреннее строение достаточно сложное, включает такие компоненты:

- Центральный процессор. Устройство предназначено для выполнения математических операций с данными по определенным алгоритмам.

- ПЗУ. Это энергонезависимая память содержащая программное обеспечение и некоторые другие данные.

- ОЗУ. Оперативная память, которая функционирует только при подаче электричества, при перебоях данные в ней теряются.

- АЦП. Предназначен для перевода аналоговых сигналов сенсоров в цифровой вид.

- Таймеры.

- Порты ввода/вывода.

По сути ЭБУ является компьютером, только сильно специализированным под решение определенных задач. Где находится блок управления двигателем, зависит от конкретной марки автомобиля. Производители могут размещать его в самых разных местах, так как устройство достаточно компактное. Но чаще всего его устанавливают в салоне либо подкапотном пространстве. При таком размещении риск повреждения минимален, при этом к устройству легко получить доступ для диагностики и проведения ремонта.

-2

Ремонт ЭБУ двигателя и подбор блока для замены

Так как ЭБУ относится к ключевым узлам, даже небольшие сбои в его работе сразу проявляются. Но вот обнаружить, какая именно его часть вышла из строя достаточно сложно. Это связано с большой сложностью электроники. Кроме того, сам ЭБУ может функционировать нормально, а причиной проблем становятся вышедшие из строя датчики либо проводка.

К основным причинам неполадок относятся:

- Короткие замыкания. Повреждают чувствительную к ним электронику.

- Воздействие вибраций, ударов и других механических воздействий. Они могут приводить к повреждению мест пайки контактов.

- Резкие перепады температуры.

- Попадание влаги либо других загрязнений внутрь корпуса устройства.

Независимо от причины неполадок, проявляться они могут следующими признаками:

1. Перебои в работе системы зажигания .

2. Перестает работать светодиод «Check Engine».

3. Произвольно включается система охлаждения движка.

4. Изменяется звук работы двигателя .

5. Перестают выводиться на панель управления сигналы от датчиков, либо даются неверные показатели.

6. Изменения выхлопа.

7. Движок стартует с перебоями либо вообще не запускается.

Это далеко не все возможные проявления поломки ЭБУ. Узел контролирует множество различных параметров автомобиля, аномалии могут наблюдаться в любом из них.

Провести диагностику можно и самостоятельно, подключив к блоку управления компьютер со специальным программным обеспечением. Для этого понадобится также приобрести специальный адаптер.

Важно понимать, что диагностика в домашних условиях не всегда верна, так как требует наличия специальных знаний. Таким образом, можно выявить только самые простые неполадки. Поэтому лучше обращаться в специализированные автосервис, в котором работают грамотные специалисты в этой области.

Ремонт электронного блока управления двигателем зависит от причины неисправности. Если проблема в простом нарушении контактов, ее легко решить при помощи пайки. Такой ремонт обойдется недорого и не займет много времени. Но если из строя вышла сама плата, либо повредились другие электронные компоненты (ЦП, память), то придется приобрести и установить новый ЭБУ.

Поэтому важна грамотная и всесторонняя диагностика, так как причин для нарушений работы ЭБУ достаточно много, а замена дорогостоящего блока требуется далеко не всегда. Например, если неисправности возникли в результате нарушения работы датчиков либо сбоя программного обеспечения, устранить ее можно без полной замены этого устройства.

Авто
268,3 тыс интересуются