Найти в Дзене
Дикое поле

Первый бурятский ученый.

Бурятский народ славился своей учёностью и образованностью с очень древних времён, чему немым свидетельством служат бурятские шаманы, к которым и сейчас обращаются тогда, когда официальная медицина расписывается в своём бессилии и бурятские дацаны, которые по своему научному и культурному значению сравнимы с лучшими европейскими университетами, но учёные в европейском понимании этого слова у бурят появились только в XIX веке, когда они тесно сошлись с русскими и первым среди них стал выдающийся востоковед, забайкальский казак Доржи Банзаров (1822-1855)

Доржи Банзаров (1822-1855)
Доржи Банзаров (1822-1855)

Доржи Банзаров родился в 1822 году в семье отставного пятидесятника Ашибагатского казачьего полка Банзара Борхонова. С самых малых лет он начал проявлять необыкновенные умственные способности, поэтому в 1833 году он был отдан во вновь открытую русско-монгольскую войсковую школу в Троицкосавске, где готовили младших офицеров для пограничных казаков. По окончании русско-монгольской войсковой школы в 1836 году Доржи Банзаров в числе других лучших выпускников был направлен в Казанскую мужскую гимназию, которую закончил в 1842 году с золотой медалью, после чего поступил на философский факультет Казанского университета, одного из ведущих центров российского востоковедения.

Бурятский казак.
Бурятский казак.
Казанский Федеральный университет.
Казанский Федеральный университет.

В университете Доржи Банзаров начал свою научную деятельность, ещё будучи студентом защитив кандидатскую диссертацию по "татаро-монгольской словесности", а в 1846 году выпустив свою первую научную работу "Чёрная вера или шаманство у монголов". По окончании Казанского университета он, как лучший к тому времени специалист по монгольскому языку времён Чингисхана, был направлен в Санкт-Петербург для расшифровки надписи на "Чингисовом камне". Работая совместно с основоположником российского монголо- и китаеведения Иакинфом (Бичуриным) в 1851 году Доржи Банзаров представил первый перевод надписи, который 70 с лишним лет считался эталонным.

"Когда Чингис-хан, после нашествия на народ сартагул (хорезмийцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке получил в удел триста тридцать пять воинов хонгодорских".

"Чингисов камень".
"Чингисов камень".
Иакинф (Бичурин) (1777-1853).
Иакинф (Бичурин) (1777-1853).

Закончив работу в Азиатском музее Санкт-Петербурга, за которую его избрали членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества, Доржи Банзаров отбыл в Иркутск, где стал чиновником для особых поручений при генерал-губернаторе Николае Николаевиче Муравьёве. На ниве планируемого присоединения Приамурья и Приморья к России администрация Иркутской губернии работала в бешеном темпе, но Доржи Банзаров умудрялся при этом выкраивать время для занятий наукой, изучением истории и языков народов Южной Сибири и Дальнего Востока, о которых он регулярно писал статьи в научных журналах. Быть может, Доржи Банзаров сделал бы ещё много нового на ниве служения российской науке, если бы не его скоропостижная смерть в 1855 году.

В 1947 году имя Доржи Банзарова было присвоено Бурятскому государственному педагогическому университету (ныне - Бурятскому государственному университету).
В 1947 году имя Доржи Банзарова было присвоено Бурятскому государственному педагогическому университету (ныне - Бурятскому государственному университету).