Пеший бросок через перевалы между Байдарской и Бельбекской долиной всегда хорош и насыщен впечатлениями, а если мы идем через великолепную Узунджу и взбираемся на Сюндюрлю, мимоходом проверяя четыре водопада (Сухой, водопад Терновая роса, плюс Верхний и Нижний Суаханде) — то радость от соприкосновения с живой природой становится просто грандиозной и потрясающей.
Мы выехали поутру и поля Байдарской долины ещё лежат в густом тумане и твёрдой изморози. Промелькнули Менгиры Родниковского, пещера Скельская, извилистая дорога до села Колхозное и лагерь Горный. Родные места, друзья!
Впереди сочная долина после горы Курт-Кая, лошадки и переход по каньону реки Узунджа. Протяженность всего маршрута из села Колхозное в село Поляна — около 20 км.
Много раз я ходил по Узундже, но каждый раз, как рыбка Дори, забываю о сложности маршрута в период разлива реки. Кругом — невероятная красота, островерхие пики каньона, бесконечные ванны вечной молодости, пороги и непрерывные переходы бродами с одного берега на другой.
Хорошо идти с посохом в таком режиме — третья точка опоры не позволяет свалиться в бурлящие воды, нащупать твердое место, надежно упереться при спуске.
Немного уходим из каньона для проверки водопада Сухой, который полностью оправдывает своё название и вся вода в его жерле, видимо приходит из-под земли.
Поднимаясь вместе выше и выше, мы видим в бурлящей реке прекрасно сохранившийся, сорокалитровый транспортный баллон. Тут недоумение. Как он там оказался? Дойти сюда — задача не из легких, даже с небольшим рюкзаком, но чтобы 80 кг неудобного железа по отвесным горам и тропам? Мистика, не иначе. Идем дальше, переходы с берега на берег становятся чаще, по мере приближения к пещере Узунджа и одноименному водопаду.
Привал возле карстового источника, медитация у желающих — и долгий подъём на высоту 800 метров на вершину Сюндюрлю-Каясы.
Группа идет слажено и без устали. Наверху поляна — привал, телефонные звонки, ароматный чай и классные беседы, истории, рассказы, анекдоты. Прелесть! Жизнь. Настоящая-пренастоящая. Соединённая с живой природой и неотделимая от нее ни на грамм.
С вершины горы Сюндюрлю-Каясы всегда открывается потрясающе красивый вид на всю Байдарскую долину и Чернореченское водохранилище. Там вдалеке за горами расположилось бескрайнее Чёрное море...
После вершины, по скользкому грунту спускаемся в пещеру Сюндюрлю- Коба. Там классно, друзья. Сталагмиты изо льда, словно хрусталь в своих преломлениях света, одинокая летучая мышка в летаргическом, беспробудном сне, гора костей во глубине переходов из тьмы...
Круто, вобщем, насыщено.
Спускаемся. Мимо водопада Терновая роса, идем по направлению к Суаханде и Богатому ущелью. Водопад полностью пересохший. Воды в нём нет уже в марте... Снега в горах почти не осталось, дождей тоже нет, значит Узунджа скоро тоже пересохнет.
Поначалу простой и легкий спуск превращается в непрерывные поиски проходных троп среди глубоких оврагов в высоком буковом лесу.
Народ начинает падать на скользкоте, цепляться за коренья и кроны при переходе оврагов и в целом сложность маршрута повышается на порядок. Идем медленно, по террасам, заваленным упавшими кронами — до финальной точки 3 километра, два, тысяча двести метров, но все как-то то не быстро и в целом, нет уверенности, что мы идем правильно. Троп, по сути нет и вся местность испещрена траншеями оврагов во всех мыслимых и немыслимых направлениях.
Но вот и шум воды Суаханде работает — речка течёт и вдоль её русла мы легко приходим к селу Поляна.
Там тихо и красиво. Местный пруд уверенно заливается водой, что не может не радовать.
Автобус «Правда о дайвинге» стоит на условленном месте и после небольшого перекуса мы едем в Севастополь. Теплая, товарищеская атмосфера взаимовыручки и дружбы устанавливается между ранее не знакомыми людьми к концу похода.
Мы объединены всерьез и очень неформально — эмоциями, одной на всех радостью, сопереживанием, и ещё чем-то то неуловимым, о чем я просто не знаю как сказать. Это что-то высокое, чистое и бескорыстное.
Так что слава крымским богам, товарищи, и чтоб ещё не раз и не два. И чтоб здоровье на это дело имелось и оно нас не подводило!