Найти в Дзене
Ребятам Маловатым

Моя голубка...

Очерк о любви и о войне. Разные люди живут в нашем городе Черепанове Новосибирской области. Среди них – простая женщина, неутомимая труженица Серафима Кузьмовна Белоус.

Разные люди живут в нашем городе Черепанове Новосибирской области. Среди них – простая женщина, неутомимая труженица Серафима Кузьмовна Белоус. Родилась она в Маслянинском районе в селе Нижне-Красково. Родители её приехали в Сибирь из Украины, тогда многие украинцы переселялись сюда на вольные хлеба. Вот и семье Мороз (девичья фамилия Серафимы Кузьмовны) дали единоличный надел земли. Хозяйство завели – двух коней, коровку. Много трудились и жили хорошо, но стали образовываться коммуны, и в Нижне-Красково тоже. Забрали туда и коников, и кормилицу. Было в этой семье девять детей, из коммуны на детей давали молоко. Но родители рук не опускали, работали и продолжали держать хозяйство до глубокой старости. Такой же трудолюбивой выросла их дочь Серафима. Всю свою жизнь она прожила в Сибири, но хотелось ей хоть одним глазком посмотреть, что же это за Украина такая. Отец Серафиму очень любил, жалел и говорил:

- Да я сам тебе про неё расскажу: паны разгульные, хаты белёные глиняные, пол земляной, гусят я в детстве пас…

Серафима вышла замуж за Фролкина Ивана Афанасьевича перед самой войной. Только его забрали, она родила сына Сашу. Потом пришла похоронка… Всё, что осталось ей от любимого – это вечная память о нём и ласковое слово, которым он её звал, Голубка. Долго Серафима Кузьмовна жила одна, растила сына, испытала трудное, голодное военное и послевоенное время. Трудилась в колхозе «им. Калинина» на лесозаготовке, штурвальной на комбайне, звеньевой. Зерно молотили, лён сеяли, убирали. Всё голыми руками, босиком по стерне. Серафима работала с наслаждением. Мешки таскала на себе с пшеницей по семьдесят килограммов. Бывало, что её с работы под руки вели – ноги не шли. Работали и день, и ночь, и всё с песнями. Все были, как одна семья. Работать, песни петь – все вместе, и над похоронками плакать тоже всем селом. Когда объявили Победу, все с поля пошли в село, а она так и осталась работать. Не могла пойти со всеми, только плакала, плакала да слышала: «Моя голубка» … Это потрясение до сих пор у неё не прошло, никогда она не ходит на празднование Дня Победы. Из большого и красивого села Нижне-Красково вернулись с фронта только три бойца…

Снова Серафима Кузьмовна вышла замуж почти через двадцать лет, и переехала в Черепаново. На новом месте она устроилась на «Ферммаш», где отработала восемнадцать лет формовщицей в литейном цехе. Со временем не считалась. Надо – и работала, да и не представляла себя без работы. И всё ей хотелось, чтобы быть лучшей из всех. Её героический труд отмечен правительственными наградами. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», знаки отличия за победу в соцсоревновании, за ударный коммунистический труд, Юбилейные медали.

Рассказывая о себе, старушка плачет. Плачет о своём селе, от которого теперь ничего не осталось, о родителях, которых уже старенькими забрала к себе и здесь похоронила. Может, и жили бы ещё, если бы не увозила с насиженного места, и добавляет:

- Как говорят: молодое дерево пересадишь, оно приживётся, а старое – нет. Но и как их там оставить – одни, считай, и жили в том селе.

Серафима Кузьмовна всегда ждёт весну, ждёт, когда снова выйдет в огород – без дела не может сидеть. Здоровье откуда ещё в ней держится? Сама удивляется. Говорит, что мясо, яйца не ест, а, в основном, «капустку, огурчик, молочко, сметанку, творог когда, а когда и настоящий украинский борщ, редко». Сетует старушка на свою жизнь, говорит, что не видела счастья и продолжает:

- А охота, миленькая моя деточка, дальше пожить, посмотреть, послушать… Что дальше будет? Жизнь так меняется…

Вот сейчас бы только и жить! И работать, работать – столько возможностей! Сама она продолжает трудиться до сих пор. В доме прибрано, печь побелена, рассада на окнах крепкая да пышная, зелёная такая – весна пришла… Значит, будем жить!

автор Зинаида Сибирцева