Найти тему
Про реальные события

Как Сталин единственный раз проводил на вокзале иностранного гостя и что из этого вышло

Оглавление

Начало 40-х годов прошлого столетия весь мир встретил в тревожном ожидании дальнейшей экспансии фашистской Германии. Для нашей страны ситуация осложнялась тем, что в агрессивный фашистский союз Германии и Италии вошла милитаристская Япония. Возникшая ось Рим-Берлин-Токио поставила Советский Союз перед перспективой отражать агрессию не только с запада, но и с востока.

Отношения СССР с Японией накануне II Мировой войны

Руководство нашей страны приняло принципиальное решение о подписании с Японией пакта о нейтралитете, чтобы в случае германской агрессии избежать войны на два фронта. Японские власти видели свою стратегическую задачу в разгроме военно-морских сил США, что гарантировало им господство во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Пленные японские вояки на Халкин-Голе.
Пленные японские вояки на Халкин-Голе.

Кроме того, японская провокация на Халкин-Голе показала явное техническое превосходство Красной Армии. Это также охладило милитаристский пыл японцев. Поэтому в советско-японских отношениях наметился переход от агрессивного противостояния к поиску разумных компромиссов.

Визит японского министра к союзникам

В марте 1941 года советское руководство с тревогой следило за визитом Министра иностранных дел Японии Ёсуке Мацуока в Германию. Этот дипломат принадлежал к самому агрессивному крылу японского правительства. Он считал, что свою экспансию японцы должны начать с севера, с нападения на Советский Союз. Обосновывал он это тем, что Германия в одиночку разделается с Россией и Японии не достанется ничего от «русского пирога».

Информацию о предстоящих переговорах в Москве Гитлер встретил равнодушно и лишь порекомендовал слишком далеко не заходить в сближении с русскими.

Как встретили Мацуоку в Москве

В апреле 1941 года Мацуока прибыл в Москву. Его встретили как уважаемого гостя. Показали все достопримечательности столицы. Он посетил музеи, побывал во МХАТе. Так прошло несколько дней. Мацуока периодически встречался с Молотовым, но толку от этих встреч практически не было. В последний день визита в переговорах принял участие Сталин. Взаимные претензии были быстро устранены, и стороны подписали Пакт о нейтралитете сроком на 5 лет.

Министр иностранных дел Японии подписывает Пакт о нейтралитете.
Министр иностранных дел Японии подписывает Пакт о нейтралитете.

Мгновенно был накрыт стол для банкета. Сталин с присущим ему красноречием произносил витиеватые кавказские тосты, маленькие рюмки были заменены на большие бокалы, пустые бутылки тут же заменялись полными. В такой обстановке Мацуока уже считал Сталина «близким другом».

На этом визит Мацуоки завершён не был. На следующий день Сталин сделал шаг, который стал главной новостью мировых газет. Он лично приехал на вокзал, чтобы проводить японского министра. Вот как об этом вспоминал Молотов:

«…Сталин никогда никого не встречал и не провожал. Японцы, да и немцы, были потрясены. Поезд задержали на час. Мы со Сталиным крепко напоили Мацуоку и чуть ли не внесли его в вагон. Эти проводы стоили того, что Япония не стала с нами воевать».

Восторги «нового друга» Сталина

Сталин лично провожает "своего нового друга" Мацуоку.
Сталин лично провожает "своего нового друга" Мацуоку.

Наконец поезд с японским министром тронулся в далёкий путь на восток. Мацуока был настолько впечатлён приёмом в Москве, что его ещё долго переполняло чувство восхищения. В ходе своей дальней поездки он отправил несколько телеграмм в советские газеты и «своему другу» Сталину. Вот один из фрагментов его посланий:

«…Прошу разрешить мне заверить Вас, что я уношу с собой самые приятные воспоминания о… пребывании в Вашей великой стране, где я был удостоен сердечного приема, и где я с восторгом и пониманием увидел прогресс, достигнутый в жизни народов СССР.
Сцена нецеремонных, но сердечных, поздравлений по случаю подписания Пакта останется, без сомнения, одним из счастливейших моментов моей жизни."

Возможно, Пакт о нейтралитете японцы могли нарушить так же, как это сделал Гитлер. Однако, они откладывали нападение на Советский Союз до решающих побед немцев. Контрнаступление наших войск под Москвой окончательно успокоило их агрессивные намерения. В результате Япония нейтралитет сохранила, а дальнейшие события всё расставили на свои места.