Пятница 10 марта 1972 года. Конец рабочей недели в Советском Союзе. Обычный день в истории нашей страны.
После окончания трудового дня советские граждане отмечали «день водителя», шли в гости или или усаживались за телевизор, где в это время по первой программе шел творческий вечер цыганского театра «Ромэн».
Но многие предприятия продолжали работать. И среди них Минский радиозавод, выпускавший знаменитые советские телевизоры «Горизонт» и радиоприемники «Океан». А еще, радиоэлектронику военного назначения, из-за чего завод имел статус режимного объекта.
В 19:30 по местному времени на предприятии как раз заканчивался обед для работников второй смены. И в этот момент мощный взрыв сотряс не только заводскую территорию, но и близлежащие жилые районы. В радиусе нескольких километров.
По воспоминаниям современников, многие пережившие войну минчане решили, что вновь начались бомбардировки города.
Взрыв разнес двухэтажный футлярный цех завода, площадью в три футбольных поля. В нем изготавливали деревянные корпуса для телевизоров (или как их тогда называли «футляры»). Внутри должно было находиться около 700 человек.
Сотням рабочих просто повезло. Они еще обедали в столовой, которая находилась в другом корпусе. Но многие уже вернулись на рабочее место.
Образовавшиеся завалы разгребали трое суток. По официальным данным - 106 потерянных жизней. Более 300 человек оказались в больницах.
Почти все пострадавшие – молодые парни и девушки. Дело в том, что в ночную смену выходили ударные комсомольские бригады из неженатых сотрудников.
Поиски выживших людей не останавливались ни на минуту. Последнего живого рабочего вытащили из-под обломков на третьи сутки.
Жители Минска не зря подумали о военных действиях. По своим масштабам взрыв на Минском радиозаводе стал крупнейшей катастрофой в истории Белорусской ССР.
О другой мартовской трагедии, произошедшей в Минске в 1980 году, читайте в нашем материале «3 марта – Черный день календаря в отечественно истории». Ссылка в конце данной статьи.
О том, что события 10 марта 1972 носили экстраординарный характер, говорит и тот факт, что даже центральные советские газеты были вынуждены выразить соболезнования.
Хотя обычно все подобные события в СССР замалчивались.
Официальное заключение о причинах аварии гласило, что в результате неэффективной работы вентиляционной системы в футлярном цехе в воздухе скопилась дисперсионная пыль от обработки ДСП. В какой-то момент случайная искра вызвала объемный взрыв пыли.
Годы спустя появилась версия, что и пары лака, используемого для шлифовки телевизионных корпусов, также могли создать взрывоопасное облако.
Вентиляционная система якобы изначально проектировалась для текстильного предприятия и не была приспособлена для работы с огнеопасными материалами. Ошибку допустили специалисты из Ленинградского проектного НИИ.
Материальный ущерб оценили в 1,5 млн. рублей.
А вот наказания для виновных были на удивление гуманными. На двух закрытых судебных процессах в качестве ответственных за аварию назвали 15 человек, из числа должностных лиц завода (первый суд в Минске) и сотрудников проектного института (второй суд в Ленинграде).
Реальные сроки от года до трех получили проектировщики из северной столицы и директор филиала завода, в ведении которого находился футлярный цех. Ему дали два года, но через полгода он вышел на свободу, как ветеран-орденоносец.
Большинство же обвиняемых, включая директора и главного инженера завода, были просто уволены со своих должностей. Строгие выговоры за недосмотр, влепили секретарям Минского горкома партии.
А в Минске еще долгие годы ходили упорные слухи, что виновниками взрыва на «Горизонте» (завод работает до сих пор) являются военные, которые якобы изготавливали или испытывали какое-то сверхсекретное оружие.
И надо сказать, в условиях советской секретности и замалчивания любых происшествий, подобная версия хоть и не доказуема, но вполне имеет место быть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: