Общепринято считать, что хот-роды правили улицами США вплоть до появления мускул-каров, и как-то никто не задумывается о том, что мускулистые автомобили тоже довольно часто ездили по дорогам совсем не в том виде, в котором они сошли с конвейера. В конце концов, хот-роды – это культура кастомных автомобилей, которая за десятилетия развилась, окрепла и разрослась до внушительных размеров. И когда появились мускул-кары, умельцы доводить машину до ума и тысячи магазинов запчастей для тюнинга никуда не делись. Так что несмотря на то, что в роад-мувиках и прочей массовой культуре 70-ых мускул-кары чаще всего фигурировали в стандартной конфигурации, на самом деле попавший в руки любителя автомобилей Chevy Camaro или Dodge Charger зачастую становился стрит-машиной – или же, как их стали называть чуть позже, стрит-фриком.
Sonic Cuda по большому счёту - обычный кастом-кар. Даже несмотря на то, что машина собиралась в 70-ых. Не считая характерной для того десятилетия покраски, в этой машине нет почти ни одной черты, характерной для стрит-фриков. Тем не менее, многие кастомы относят к соответствующим категориям лишь за соответствующий внешний вид и мощный двигатель. Таким образом, если вы считаете, что Sonic - это стрит-фрик, то с вами вряд ли кто-то станет спорить. В конце концов, большая часть категорий в кастом-культуре весьма расплывчата.
А это - Hemi-Vette. Как следует из названия, это Corvette с двигателем Hemi. Некоторые пуристы вздрагивают лишь от одного этого факта. И да, как и Sonic Cuda, этот автомобиль скорее просто кастом-кар, нежели стрит-фрик. Но в наше время его часто называют фриком - а всё из-за весьма радикального внешнего вида. Да что уж там сегодня - даже в 70-ых никто особо досконально не разбирался в том, что есть кастом, а что есть фрик, и любой автомобиль вполне мог входить в обе категории. Иными словами, любую машину кастом-сцены 70-ых вполне можно назвать стрит-фриком, или как минимум стрит-машиной. У этих понятий никогда не было чётких граней, и что есть что каждый решает сам.
Как появились стрит-фрики
В двух словах стрит-фрики – это прямые потомки хот-родов, а поэтому начинать рассказ об этом направлении кастомизации стоит с упоминания того, что хот-роддинг изначально культура спортивная. А основной вид гонок в США – это гонки по прямой на четверть мили. Таким образом получается, что мечта среднестатического парня – это драгстер, коими и являлась большая часть хот-родов. Так вот, дело в том, что на заре автомобилестроения порой и права иметь было не обязательно, и никто толком не задумывался о таких дурацких вещах, как ограничение скорости или ремни безопасности. Да и сама скорость зачастую достигалась простым снятием лишних деталей, которые, между прочим, было довольно просто поставить назад. Но время шло, машины становились всё быстрее, конструкции – всё сложнее, а правила – всё жёстче. В какой-то момент стало просто невозможно иметь настоящий драгстер, который в то же время был бы удобен и легален для ежедневных поездок в соседний дайнер.
Далее примеры не особо радикальных автомобилей из 70-ых. Лично мне как-то не с руки называть их фриками - с моей точки зрения, это именно уличные машины. На некоторых фотографиях можно увидеть как минимум две вещи, популярные для 70-ых годов. Первая - это задние колёса, выступающие за арки. Эта фишка, судя по всему, началась с гассеров на базе Willys и Corvette - мускул-кары вполне могли уместить задние колёса под арками. Тем не менее, на улицах именно такое расположение колёс считалось стильным. А вторая популярная вещь - это конверсия под универсал. Откуда взялась любовь к универсалам - не особо понятно, но скорее всего это произошло под влиянием другого направления кастомизации - вэннинга, пик которого пришёлся на то же десятилетие. В универсалы превращали абсолютно всё, а Corvette так и вовсе были поставлены на поток: сразу несколько фирм занималось либо переделкой сухопутных кораблей в универсалы, либо продажей наборов для самостоятельной конверсии.
По счастливому стечению обстоятельств, этот момент пришёлся как раз на 70е. Уже в 60-ых не осталось ни одного профессионального драгстера, из которого не было бы окончательно и бесповоротно выкинуто всё, что мешало скорости: пассажирские сидения, радио, шумоизоляция – всё приносило в жертву скорости. К началу 70х такой подход закрепился окончательно и бесповоротно. Это провело жирную черту между хот-родами и стрит-родами: понятное дело, что без заднего дивана девчонок клеить просто непрактично, а ездить без фар к тому моменту уже было просто нелегально. Но при этом драгстер всё равно был нужен – иначе просто было невозможно стать первым парнем в своём районе. Как раз при возникновении подобной дилеммы строились они – стрит-роды.
А вот это уже каноничные фрики. Чёрт возьми, у одного из них даже гордый стикер с надписью "street freak" на багажнике - и при упоминании данного словосочетания любители кастом-культуры обычно подразумевают именно это: автомобили с высоко задранным вверх носом и прямой передней осью, имитирующие гассеры. Идея гассеров была в том, чтобы радикально сместить вес на заднюю половину: мало того, что перед задирался выше зада, так ещё и крайне простая конструкция прямой оси значительно снижала вес фронтальной части. Конечно, поездки без стабилизаторов устойчивости да ещё и с такой потрясающей аэродинамикой частенько щекотали нервы, но это был дешёвый и простой способ получить немало скорости. На фотографиях можно увидеть, что фрики зачастую ограничивались лишь передней осью и высоким носом, зачастую опуская все остальные аспекты настоящего гассера.
Больше фото стрит-фриков в лонгриде:
https://rockthistown.ru/street-freaks/
Дружище! Cтавь лайки, пиши комментарии, и подписывайся на канал Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!