Возможно, жанр анекдотов отмирает, ему на смену приходят другие формы стенд-ап и мемчики. Но, возможно, он просто трансформируется, ведь под анекдотом раньше подразумевали совсем не то, что сейчас.
Название соответствующего жанра появилось в VI веке н.э. в Византии, когда греческий историк Прокопий Кесарийский создал исторический труд «Anecdota» («неопубликованные»). Под этим термином он понимал всевозможные сплетни, слухи, позднее анекдотом стали называть примечательные случаи из жизни известных людей. К историческим анекдотам можно отнести значительную часть «гербовых басен» – часто недостоверные, но захватывающие истории о том, как появился тот или иной герб. Исторические анекдоты также помогают в геральдическом исследовании.
Во Франции был найден оттиск печати, оставленный во в 1814 году неизвестным русским полковником[1]. Герб на печати не внесен ни в общий гербовник, не в известные частные русские гербовники. На кайме геральдического щита есть длинный девиз, из которого строчка «Громами отражая гром» читается явственно [2]. Такого девиза нет в сборниках девизов Тройницкого или Антошевского. Зато есть анекдот посвящённый этому девизу.
В 1791 году, когда адмирал Круз кушал чай, явился незнакомец и попросил списать с адмирала портрет. Портрет писан был сухими красками в несколько дней. Адмирал, вручая художнику деньги за работу, заметил на портрете какую-то подпись и с неудовольствием сказал: «Прошу вас, милостивый государь, принять вознаграждение за труд и непременно стереть эту надпись». Художник отказался от денег и ответил: «Я совершено вознагражден тем, что первый имел честь снять портрет с Вашего Высокопревосходительства. Я академик гравер Скородумов, прислан по воле императрицы и надпись эта Ея собственного сочинения. Надпись на портрете была следующая:
«Громами отражая гром, Он спас Петров и град и дом. Екатерина»
Эта надпись, так хорошо говорящая о деяниях Круза, вошла в состав его герба и читается на надгробном памятнике адмиралу в Кронштадте[3].
Интересно, что академик Яков Грот приписывает авторство девиза Державину. У которого действительно есть схожие стихотворные строчки «К портрету адмирала Александра Ивановича Круза», датированные 1790 годом.
Зря гром биющий в гром и в страшном бое Круза,
Пророчественная предвозвещает муза:
Где град Петров Екатеринин дух хранит, —
Остановись, Густав! на страже Бог стоит[4].
Есть смысл привести и комментарии академика Грота:
Круз (род. 1727, ум. 1798 г.), в чине вице-адмирала, 22—24 мая 1790 года близ острова Сескара, за Кронштадтом, счастливою атакою и обороною удержал и отразил сильнейший шведский флот под предводительством герцога Зюдерманландского. В награду императрица пожаловала Крузу орден Св. Александра Невского и имение в Лифляндии. Первоначально надпись эта имела такую форму, в которой она повторяется и в некоторых позднейших рукописях:
Три дни он отражал
Себя сильнейший гром;
Густава с Карлом не пускал:
Спас град Петров и дом.
(Густава с Карлом не впускал
И в град Петров и в дом).
Бантыш-Каменский сообщает, что надпись на надгробном памятнике Круза, судя по ее сходству с напечатанными здесь стихами, должна также принадлежать Державину:
Громами отражая гром,
Он спас и град Петров и дом.
При этом Грот ссылается на "Словарь достопамятных людей" Бантыш-Каменского[5]. К сожалению, надгробие адмирала не сохранилось, есть только его изображение, сделанное в конце XIX века, но надписи на нем не видно[6].
К 1904 году этот исторический памятник совершенно разрушился. Морское министерство обратило на это внимание и ассигновало сумму на его восстановление. При открытии склепа оказалось, что кирпичные стены от времени разрушились, вследствие чего произошло падение памятника. Гроб с останками адмирала А. И. фон Круза оказался в целости и сохранности. Вместо кирпичных стен склепа теперь сделаны цокольные на цементе; над склепом установлена исправленная квадратная площадка с тремя ступенями, и на ней поставлен очищенный и отполированный квадратный пьедестал со знаменитыми историческими надписями. На переднем фасаде написано: «Здесь у бога почивающий флота адмирал и разных орденов кавалер Александр Иванович фон Круз, родился в 1727 году октября 26 дня, служил Отечеству, Елисавете, Петру II, Екатерине II и Павлу I. Скончался 1798 году мая 5 дня», а на задней стороне пьедестала: «Громами отражая гром, он спас Петрова Град и дом. Е II»[7]. Также, со временем, достаточно поздно, в историографии появляется информация, что Екатерина Великая за победу преподнесла адмиралу золотую, украшенную алмазами, табакерку, с такой же надписью [8].
Гербов рода Круз нет в известных гербовниках. Есть герб Крузе в гербовнике Грекова и в Балтийском гербовнике, но это другой, австрийский род. Известен цветной портрет адмирала Александра Ивановича Крузе и гравюра, созданная по нему[9]. Согласно описанию, адмирал стоит на фоне стены, внизу надпись 1790; в середине герб Круза - фригийский колпак на щите, под которым Георгиевский крест и знамена, над ним надпись: «Громами отражая гром, он спас Петров и град и дом. Е.II». На адмирале знаки Андреевского и ещё трех орденов[10]. Однако этот портрет не может быть портретом, сделанным Скородумовым: среди списка работ которого, приведенного Ровинским, эта, кстати, и не упоминается[11]. Круз стал Андреевским кавалером только в 1797 году, а Скородумова к тому году уже не было. Но нас больше интересует не авторство портрета, которое может быть выдумано в угоду фабуле анекдота, нас интересует герб. Вряд ли на гербе изображен фригийский колпак - символ свободы и революции не мог появится на гербе адмирала Российской самодержавной империи времен Павла I.
Тут разгадка в другом. Необходимо помнить, что предки Адмирала были родом из Дании[12]. Герб датского рода Крузе: «В серебряном поле красный шутовской колпак с синими полями. Щит увенчан решетчатым шлемом. Нашлемник две руки в латах держащие таковую же шапку[13]. Это, в общем-то, сходно с тем гербом, что изображен на портрете адмирала. Таким образом герб на печати принадлежит Крузу, что подтверждается и девизом дарованным ему согласно анекдоту, пусть даже если пожалование произошло и не таким способом, как указано в этой истории.
Возникает другой вопрос. Адмирал Александр Иванович Круз покинул сей скорбный мир в царствование Павла I и соответственно не мог оставить оттиск печати во Франции во время заграничных походов 1815 года. Следовательно, печать принадлежит кому-то из его потомков. Кроме прочих детей у адмирала был сын - полковник Александр Александрович Круз, участник заграничных походов. Именно он мог оставить оттиск печати, найденной во Франции. Остается вопрос была ли это его печать или он пользовался отцовской, не меняя её. Ответить на него помогает портрет Александра Александровича фон Крузе, писанный в 1815 году художником Харламовым[14].
Полковник изображен с в мундире штаб-офицера конной гвардии без шитья и петлиц на воротнике как „числившийся по кавалерии", то есть не состоявший в строю, с орденами Святого Владимира 3-й степени на шее, Святой Анны 2-й степени (с бриллиантами), „Pour le Merite" (Пруссия), серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года» (на голубой ленте), орденом Меча (Швеция) и орденом Лилии (Франция). Схожий набор наград (в том числе и редких) изображен и на печати окружая геральдический щит. А значит, печать действительно принадлежит полковнику и не только самобытный герб, но и девиз внесенный в него отцом были наследственными, что является непременной чертой герба, отличающего его от личной эмблемы. Написание девиза на самом щите, а не на ленте встречается, например, на гербе графов Хвостовых, Суворова и других, поэтому ему также не следует удивляться.
Исторические анекдоты, в которых главное фабула, но отнюдь не детали, достаточно ненадежный источник, но как показал приведенный случай, могут снабдить исследователя ценной информацией в определении того или иного герба и девиза.
Сноски:
1. Dauphin J-L., Chevauchez N. Il y a 200 ans, Saint-Loup dans la tourmente//Etudes villeneuviennes 2013 №47 p.120-121.
2. Torrance M-C. La cachet Russe de Saint-loup D'ordon une nouvelle Mise a jour//Etudes villeneuviennes 2016 №50 p.135-136.
3. Милюков П., Адмирал Александр Иванович фон Круз//Мороской Сборник", 1855, №VI, С.255
4. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. — С-Пб., 1866, Т. 3, С. 352
5. Бантыш-Каменский, Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли. Ч.3. М., 1836, С.118
6. Нива, 1899, № 20, стр. 381
7. Шлендова М.А. Они родились в Кронштадте. С-Пб., 2004,С.9
8. Письма и бумаги императрицы Екатерины II хранящиеся в императорской библиотеке. С-Пб., 1873 С.82 (примечания).
9. Русские портреты XVIII-XIX веков. Т.5 вып.3 С-Пб., 1909 №109
10. Журнал заседания Тверской ученой архивной комиссии. Тверь, 1884, С.25-26.
11. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т.2 С-Пб., 1895. Стлб. 889-921
12. Записки Адмирала Павла Васильевича Чичагова//Русская старина 1888 август С.231
13. Hans Rudolf Hiort-Lorenzen, Anders Thiset Danmarks Adels Aarbog, Kjøbenhavn, 1900, p.212-213
14. Государственный Русский музей. Живопись. Каталог. С-Пб., 1998, C.182