На написание этой статьи, меня подвигла история, рассказанная другом. Его дочь, с удивлением выяснила, что железные монетки тоже являются деньгами и их принимают в транспорте. Она была уверена, что монеты не пригодны к использованию. А решила она так, потому что давным-давно её обругала продавец в магазине, мол, зачем мелочи насыпала! Не нужна она! Вот и решило дитё, что мелочь - это не совсем деньги.
Улыбнулся я и тут же вспомнил вторую историю о подростке, который был уверен, что если взяли кредит в банке, то и отдавать нужно ровно столько сколько взяли. Услышав про проценты банка, ребёнок возопил, что это нечестно.
Эти примеры отражают финансовую неграмотность наших детей. А где же им набраться этой самой грамотности? Да там же, где и остальным знаниям. В школе. Ведь считается, что школа снабжает всем необходимым для взрослой самостоятельной жизни. Но почему-то эта сторона жизни обделена вниманием педагогики.
Нельзя сказать, что в школьном курсе совсем нет экономики. Есть, фрагменты, раскиданные по разным школьным предметам. Целостной картины у детей не возникает. И как результат, мы видим поколение, которое обманывают маркетологи и банковские менеджеры. Не говоря уж о мошенниках! Они теряют деньги в повседневной жизни, не могут отстаивать свои финансовые интересы перед работодателем. Повзрослев, залезают в кредиты и не могут рассчитаться с долгами.
Учителя, которые преподают детям основы экономики, не являются предпринимателями. Никогда не создавали и не развивали своих проектов. Они просто пересказывают учебники. Им самим иногда нужно разобраться в материале. Например, в налогах и финансовой упаковке проектов.
Нынешняя система школьного экономического образования абсолютно бесполезна. Она не дает ни защиты в обычной жизни, ни возможности стать предпринимателем. Многие выпускники сейчас грезят о своём бизнесе. Это нужно учитывать в образовательных программах. Конечно, не все должны идти в бизнесмены, кто-то станет художником, поваром, врачом, но ведь есть будущие Илоны Маски и Биллы Гейтсы.
Я бы разделил всех подростков на две категорий исходя из необходимых им навыков финансовой безопасности. Первая - это дети, которые не имеют склонности к предпринимательскому риску. Они хотели бы заработать пару миллионов, но не готовы вкладываться в создание своих проектов, их развитие, тратить на это недели и месяцы. Так и должно быть. Предпринимательство - это склонность характера + тренируемый навык.
Вторая категория - это дети, которые хотят и могут заниматься бизнесом. Все мои знакомые школьники, которые хотели заработать хоть копейку, долго и упорно учились на стороне - участвовали в акселераторах, проходили различные курсы или просто пытались разобраться в торговле на бирже методом научного тыка.
Получается, что в школе необходимы две системы экономического образования: базовая, которая подходит детям для экономической безопасности в обычной жизни: научит разгадывать уловки маркетологов, заставляющих их покупать ненужные товары, вести личный бюджет, планировать свои расходы, распознавать экономических мошенников. И "продвинутая", которая даст основы разработки бизнес-проектов и их запуск. Предпринимательство нужно давать факультативно или в виде школьного акселератора и преподавать должны приглашенные специалисты, а не школьные учителя в рамках внеурочной деятельности.
Вот такие у меня получились размышления по поводу детской финансовой грамотности. А что думаете Вы?
Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, делитесь публикацией с друзьями,приветствуются комментарии.