Опасна ли японская анимация для подростков и что не так с попытками обвинить аниме в подростковых суицидах и преступлениях?
Артемий Котов написал очень информативную статью по этому поводу, «Страх и ненависть: кому и зачем нужно запрещать аниме», её малую часть я приведу здесь:
"20 января судья Колпинского районного суда Петербурга Дмитрий Никулин по требованию прокуратуры запретил распространение аниме «Тетрадь смерти», «Инуясики», «Токийский гуль» и «Эльфийская песнь» на двух сайтах. На заседании также рассмотрели сериал «Аки и Сора», но решение по нему не огласили. До рассмотрения «Наруто» и «Межвидовых рецензентов» судья не дошёл, а трансляция заседания завершиласьблокировкой на YouTube за нарушение правил платформы.
Демонизация аниме в российском информационном пространстве уходит корнями в середину девяностых. Причём сама японская анимация стала частью нашего культурного пространства намного раньше: в 1969 году в СССР дебютировал культовый «Летающий корабль-призрак». За ним последовала вереница других тайтлов, преимущественно производства Toei Animation. Большинство работ были экранизациями сказок, а некоторые даже создавались при непосредственном участии «Союзмультфильма» («Двенадцать месяцев», «Приключения пингвинёнка Лоло»).
Всё изменилось 1 июня 1996 года, когда телеканал 2x2 пустил в эфир первую серию аниме «Сейлор Мун: Луна в матроске». Сериал познакомил широкую публику с феноменом японской анимации, рассчитанной на самые разные слои населения: от маленьких детей до взрослой аудитории. Публика оказалась не готова. В стране, где мультики традиционно считались уделом малышей, невинный подростковый сериал стал провокационным и даже скандальным. «Сейлор Мун» обрела внушительную фанбазу среди девочек-подростков, прозванных «муняшками», а в обществе началась дискуссия о «тлетворном влиянии аниме на детские умы».
В 2000 году начался показ «Покемонов». Российский обыватель уже слышал о них: из новостей про «мультик-убийцу », который вызвал приступ эпилепсии у шести сотен японских детей. Речь шла о злосчастной 38 серии , которую после премьерного показа в 1997 году не транслировали ни в одной стране мира.
А в 2000 году прогремела новость о запрете «Покемонов» в Турции после случая с двойным самоубийством подростков, которые якобы решили полетать, подражая покемонам. Запрет, к слову, продлился всего два года.
Впрочем, и без того почва была благодатной. Аниме оказалось на одной волне с британским шоу «Телепузики». Проекты настолько полюбились детям, что недоумевающие родители, пытливые журналисты, озабоченные психологи и специалисты всех мастей всерьёз забеспокоились о причинах популярности: их детей подсадили на что-то странное, непонятное и чужеземное. Надо разобраться.
Забавно, что за двадцать лет уровень общественной дискуссии вокруг аниме остался на прежнем уровне. Параллельно рос живой интерес к феномену японской анимации.
С окончанием нулевых ситуация изменилась. Тревожных сюжетов становилось всё больше.В России первый громкий случай, когда аниме связали с детским самоубийством, произошел в 2012 году. 14-летний Леонид Хмелев сбежал из дома, а на следующий день сбросился с крыши многоэтажки. Случай осветили в Life News. В новостной заметке написано, что Леонид был замкнутым и почти ни с кем не общался. В соседнем абзаце утверждается, что у него были друзья, а некий «лучший друг» и вовсе уверяет, что покойный излишне увлекался аниме, а убил себя из-за гибели Итачи в сериале «Наруто: Ураганные хроники».
Следующий случай долго ждать не заставил. Он стал по-настоящему громким. В феврале 2013 года покончила с собой 15-летняя Юля Макарова из Екатеринбурга. В предсмертной записке не девочки не было и намека на аниме, но отец погибшей нашёл в комнате дочери мангу «Тетрадь смерти» и обвинил во всём её. Было заведено дело о доведении до самоубийства, но СМИ уже всё решили сами. Историю растиражировали газеты и телеканалы, а Юля с каждым репортажем превращалась (с их слов) во всё более заядлую анимешницу, которая бредила «Тетрадью смерти» и перечитывала её каждый день. Вокруг манги водили хоровод все, кому не лень: от психологов до экстрасенсов. Год спустя с делом действительно стало всё понятно. Никаких следов влияния манги на психику Юли Макаровой эксперты не выявили.
В 2016 году вышла игра Pokemon GO, которая только добавила масла в огонь дискуссии о скрытом вреде игр, аниме и всего плохого.
История достигла кульминации 20 января 2021-го, когда в Санкт-Петербурге состоялся первый в России суд над аниме. Если вы всё пропустили, трёхчасовую трансляцию суда можно посмотреть здесь . Текстовую версию опубликовала «Медиазона».
Другой важный момент — сами тайтлы, над которыми вершилось правосудие. Давайте познакомимся с ними поближе.
- Сериал «Эльфийская песнь » 2004 года. В 2006 году издавался у нас на DVD компанией MC Entertainment. Возрастной рейтинг — «18+». 2x2 и MTV Россия транслировали сериал с 2007 по 2008 год. Прокатное удостоверение в России недействительно.
- Сериал 2014 года «Токийский гуль». Транслировался по каналу 2x2. В основе лежит манга Суи Исиды. Её у нас издаёт «Азбука». Возрастной рейтинг — «18+».
- Сериал 2017 года «Инуясики». Официально в России не транслировался. Оригинальная манга не лицензирована. Рейтинг в других странах — «18+».
- Сериал «Тетрадь смерти» 2006-2007 года. В России издавался на DVD компанией «Мега-Аниме». Транслировался на канале 2x2, возрастной рейтинг — «12+». Оригинальную мангу издаёт «Азбука». Возрастной рейтинг — «18+».В 2019 году права на аниме приобрела студия «СВ-Дубль», трансляция прошла на телеканале FAN — первом общероссийском канале, посвящённом аниме. 23 января 2021 года FAN начал повторный показ сериала.
Из рассмотренных произведений только три официально появлялись на российском рынке и получили возрастной рейтинг.
Даже если «Тетрадь смерти» в своё время попала в слишком «мягкую» возрастную категорию, на повестке суда этот вопрос даже не стоял. У сериала есть лицензиат в России, ему должен быть присвоен актуальный рейтинг по системе RARS, которую обновили после выхода пресловутого ФЗ о защите детей от информации.
Более того, манге «Тетрадь смерти» и «Токийский гуль» присвоен возрастной рейтинг «18+». Ни один ребёнок или подросток в РФ не может легально получить к ней доступ, а продавцы в любом магазине обязаны запросить у покупателя паспорт.
По такому же принципу можно запретить условную «Игру престолов», а также ворох классики, начиная с программного романа «Тихий Дон» Шолохова.
Свет клином сошёлся на японских мультиках, которые не соответствуют стереотипам о «детском искусстве». Ведь само предположение, что запрещённое аниме предназначено для несовершеннолетних, ошибочно.
По данным Единой межведомственной информационной системы, 20% детских самоубийств приходится на май — время сдачи Государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). А основными причинами, послужившими возникновению у подростков желания покончить жизнь самоубийством, явились: неразделённая любовь — 30%, конфликты в семье — 29%, психические заболевания — 10%. Влияние интернет-сайтов составило 0,6%.
Однако этот факт обсуждается не так широко и охотно, как аниме на аватарках некоторых самоубийц. Если собака укусила джентльмена, это не новость. Новость — когда наоборот..."
Как вы думаете, влияет ли просмотр аниме на психику ребёнка? Почему да, почему нет?