Jester Challenge 2010, одна из самых престижных регат мира, регата из английского Плимута в американский Ньюпорт. Более двух десятков яхтсменов-одиночек героически покоряли Атлантический океан на своих небольших, одиночных яхтах. И среди них несколько русских смельчаков. Мало где еще есть подобные маршруты, по сложности сравнимые с переходом через Северную Атлантику – мощное встречное течение Гольфстрим, сильные ветры и вечный шторм. Проходит регата раз в четыре года.
В тот год в регате участвовал среди россиян и Михаил, офицер военно-морского флота России, командир эсминца, кандидат экономических наук, на своей Герде – яхте типа Альбин-Вега, длинной 8,25 м..
Россияне не просто участвовали, но успешно закончили регату. И что особенно приятно, что россиянин и выиграл эту, по сути, британскую национальную регату, придя к финишу первым. И это на фоне того, что практически половина яхт не смогла добраться до финиша и все, кто не добрался – британские и одна примкнувшая к ним французская яхты.
Герде было уже 30 лет, когда она отправилась на штурм океана и показала себя в открытом океане надежным судном.
Для начала представьте черную ночь, волны, ветер, под палубой маленькой яхты километры воды и среди этого ужаса только один человек – это вы. Страшно? Итак, приготовились читать о трудностях и ужасе одиночества!
На яхте при подготовке к походу Михаил заменил такелаж, установил ветровой авторулевой. Предлагался авторуль и российского производства, но из-за невысокого качества самой стали, предпочтение было отдано более дорогому, но немецкому авторулю. Да, технологии изготовления стали нам следует подтянуть к мировым стандартам!
В Британии Михаил закупил запасы продуктов на все время похода – на полтора месяца. Продавцы британских супермаркетов не понимали, когда у них просили продукты с большим сроком годности. Они пытались объяснить непонятному русскому, что качественные продукты должны быть свежими и они в принципе не должны храниться более двух недель.
Наконец припасы куплены и яхты готовы уйти в море. Михаила пригласил на яхту британский коллега, где был поражен обилием навигационной аппаратуры.
- Зачем тебе столько? – удивился Михаил…
- Странный вопрос –в свою очередь удивился англичанин – а ты сам собираешься идти в океане по звездам?
Михаил пожал плечами и сделал ответное приглашение англичанину посетить его яхту. Англичанин был поражен еще больше, когда вошел на русскую яхту
- Михаил, а где твоя аппаратура? Или ты действительно пойдешь через океан по звездам?
Михаил вытащил из кармана и показал изумленному коллеге портативный навигатор, который используется в обычной легковой машине.
- Ты меня разыгрываешь!- рассмеялся англичанин – признавайся, где у тебя спрятана навигация и антенна для связи со спутниками?
Когда же англичанин понял, что на яхте реально нет аппаратуры кроме портативного навигатора, он покрутил пальцем у виска и сказал
- странный вы народ, русские.
В поход нельзя отправиться, минуя визовые вопросы. Направив заявку на участие в регате по электронной почте, Михаил получил приглашение также по электронке. И это приглашение, распечатанное на принтере, Михаил и представил в Британское посольство на получение визы. О, Вы спортсмен! – спросили Михаила при подаче документов на визу, и чопорная Британия предоставила визу на 180 дней с многократным посещением.
Так же встретили и в посольстве США, где консульский офицер выслушал Михаила, посмотрел на распечатанное приглашение на участие в регате, посмотрел на Михаила и сказал:
- Вы спортсмен! Хотите визу на два года?
- Хочу.
- Тогда доплачивайте еще сто долларов. Я Вам предоставляю визу на два года.
И вот яхты вышли в море. Сильный Гольфстрим сводил все усилия яхтсменов на нет и относил яхты обратно к берегам Европы. Чтобы преодолеть течение яхты поднялись севернее и попали в зону вечных штормов. Дикий ветер и огромные волны стремились пустить маленькие суденышки на дно. Одна за другой сходили с дистанции в результате поломок яхты. Кто-то убегая от ветра спустился южнее на два градуса и безнадежно отстал в гонке. И только один безумный русский пошел через центр шторма. Только чудо и русское упорство помогло ему выжить, не уйти на дно. И именно он стал победителем гонки.
Михаил и иные яхтсмены шли по кромке шторма. Их яхты тоже бросало на волнах и океанская пучина готовилась проглотить тех, кто в одиночку бросил ей вызов.
Не было возможности приготовить еду или согреть чай. Все что приготавливали, вмиг оказывалось на палубе из-за качки. Да и есть не хотелось. Через две недели безостановочной качки стало непреодолимое ощущение холода. Михаил надел на себя все, что взял с собой в дорогу, но холод не отступал, хотя погода была жаркая. Видимо сказывалась слабость, что не удивительно, ибо вот уже две недели как он ел только горсть изюма или урюка в сутки. Он заставил себя приготовить гречневую кашу и через силу съел ее. Через какое-то время организм вновь заработал и Михаил снял с себя лишнюю одежду, в полной мере прочувствовав, что за бортом знойное лето. Шторм пройден. Жара. Самое время искупаться. Михаил поискал глазами более длинный трос, чтобы привязать себя и тут увидел треугольный плавник, выступающий из воды на полметра. Плавник шел параллельно курсу яхты. Акула. Вмиг желание искупаться в океане пропало.
А однажды ночью Михаил пополз поменять парус. Пополз в полном смысле слова, привязывая себя страховкой к борту яхты. Так медленно и дополз до нужного паруса, перевернулся на спину и поменял парус. А когда полз обратно, что-то огромное и черное выпрыгнуло из воды и пролетело над яхтой и снова ушло под воду. Михаил перепугался от неожиданности. Дельфин, догадался Михаил. И что ему не спится ночью?
Я спросил своего товарища – что в огромном океане было самое трудное? Михаил ответил, что самое трудное это полтора месяца прожить привязанным тросом к яхте и передвигающимся по ней то на спине, то ползком.
Если кто думает, что ночь в океане исключительно черная, тот никогда не был в океане. Планктон фосфорит и кажется что яхта пробирается по светящейся дороге. Читать книгу конечно невозможно, но все достаточно различимо.
Сон. Мечта Михаила в океане была выспаться. Днем не спал, а ночью вставал каждый час для контроля горизонта. Нет, нет, но появлялись в видимости океанские суда и был риск столкновения. Только личное наблюдение за обстановкой гарантировали успешные прохождения без столкновения.
Попадался в океане и мусор. Пластиковые бутыли, обросшие водорослями бороздили океан.
Наконец на горизонте появились берега Америки. Ньюпорт!!! Эфир заполнился треском и болтовней. Множество рыбацких суденышек болтались в океане и их капитаны, зная друг друга годами, переговаривались о том, о сем.
Эй, парни, я Регата Jester Challenge , прошу дать мне коридор! – запросил в эфире Михаил.
На время в эфире наступила тишина.
- Слышим тебя и видим – отозвался кто-то в уже пустом эфире – дорогу даем, иди своим курсом!
На пирсе яхту встречают представители яхтклуба.
- Привет Майкл! – радостно они машут руками Михаилу – какие вы, русские отважные мореходы!
Увы, на территорию США Михаил выйти не может до прибытия таможенного офицера. Михаил уже полчаса прогуливался на пирсе, но офицера все нет. Прошло еще полчаса. Представитель яхтклуба явно был смущен таким обстоятельством и ему было неудобно перед Михаилом. Он обратился в порядке исключения к руководителю порта, чтобы разрешили русскому пройти в душ и помыться.
- Не могу, не имею права – отвечал руководитель порта.
- Ну под мою ответственность. Он же полтора месяца не мылся. Он весь в поту и морской соли.
- Черт с тобой. Но под твою ответственность!
Так Михаил стал незаконным мигрантом. После душа полегчало и проснулся дремавший аппетит. Очень хотелось есть.
И тут, как в сказке подошла американка с яхты пришвартованной по невдалеке. Чикен ор фиш? – спросила американка. Михаил не понял, что она имела ввиду, но на всякий случай сказал – чикен.
Американка удалилась и вернулась, держа в руках поднос с жаренной курицей. Михаила не нужно было уговаривать дважды и вскоре от курицы осталась только горка костей. И тут подошел таможенный офицер. Формальности, паспорт с визой.
- Сколько времени Вы намереваетесь пробыть на территории США? – спросил офицер.
- Да мне двух недель хватит – ответил Михаил.
В паспорт шлепнулась необходимая отметка и добро пожаловать в Америку.
Формальности улажены, стоянка яхты и ее ремонт оплачены и можно время посвятить осмотру местных достопримечательностей. Гуляя по американскому городу Михаил наткнулся на военно-морское училище. У входа на КПП скучали двое дежурных матросов.
- Привет! – обратился к ним Михаил – Парни, интересно посмотреть на ваше военное училище. Я советский военно-морской офицер, пенсионер, поэтому любопытно, как у вас обстоят дела с обучением моряков.
Михаил полез в карман за паспортом…
- Проходите и смотрите – ответил ему один из дежурных матросов.
- Как проходите? Так просто? – удивился Михаил.
- Да.
- А куда можно и куда нельзя заходит? Не хочу случайно войти куда нельзя и быть арестованным – пошутил мой товарищ.
- А куда нельзя ты не пройдешь, все закрыто и нужен электронный ключ – ответил американец и нажал кнопку открывая «вертушку» для Михаила.
Дни пролетели быстро, да и денег для долгого проживания не было и надо возвращаться домой, в Россию.
Обратный путь Михаил проделал на борту авиалайнера. А яхта осталась в США, где ее будут приводить в порядок после трудного похода. И на следующий год ей предстоит путешествие обратно в Европу. Но это уже другой рассказ, да и путешествие будет с попутным ветром в попутном течении Гольфстрим и южнее от штормов. Профессионалы такой путь называют путешествием для пенсионеров.
А ты, читатель, готов в одиночку уйти в океан на маленьком суденышке?
©Владимир Выборный, магистр юриспруденции (МГЮА, Москва)