Споры о том, зачем и с какой целью Петр I «прорубил окно в Европу» не утихают и по сей день. Популярности набирает так же теория, что «говорят, царь – ненастоящий!», дескать подменили его и послали сюда засланного казачка воду русскую баламутить. Впрочем, про «баламутить воду» говорят, как и про вероятного засланного, так и про настоящего. При любом раскладе уклад земли Русской претерпел изменения.
Одна сторона утверждает, что царь вывел Россию на мировую политическую арену и открыл выход к Балтике. Вторая – что из «просвещенной Европы» к нам пришел один только разврат и блуд. Ну и еще неудобная мода – короткие штаны, чулки да туфли для мужчин, а для женщин юбки-кринолины да глубокие декольте.
Уклад одежды на Руси не менялся веками и связано это было в первую очередь с климатом. Длиннополые женские и мужские кафтаны, свободные штаны и сапоги, у женщин длинные рубахи да сарафаны, душегрейки – все это должно было исполнять одну функцию, а именно согреть и сохранить здоровье. Иностранцами этот стиль одежды воспринимался исключительно как азиатский.
Европейская мода заходила в Россию постепенно. По словам историка Степана Михайловича Шамина, двоюродный брат царя Михаила Федоровича, Никита Иванович Романов, любил французские и польские платья, а царских детей для потехи одевали в немецкое платье. Дальше в моду вошли ферези – длинные плащи, которые можно было откидывать назад. Под плащами носили кафтаны по фигуре. Но царь это порицал и издал специальный указ, который запрещал носить европейские платья.
Все эти минимальные изменения касались мужской моды. Женская одежда не менялась длительное время. Основными задачи женского костюма на Руси были сохранять женское здоровье и оберегать женскую скромность. С христианской точки зрения костюм должен был скрывать все прелести его владелицы и не соблазнять мужчин.
И тут на арену выходит Петр I . Поездив «по своим европам», он издает указ о ношении немецкого платья и о бритье бород и усов. Длиннополая одежда стала символом лености, в то время как короткие европейские камзолы символизировали деятельность человека.
Женщины стали так же обязаны носить немецкие платья. Шить и изготавливать русские наряди воспрещалось. За это могли сослать на каторгу. На воротах стены, окружавших Белый город в Москве, были размещены манекены с образцами заграничного платья.
Сказать, что народ был в шоке – это ничего не сказать. В 1705 году в Астрахани поднялся бунт. Царя стали величать Антихристом, мол в таком открытом платье в храм нельзя входить. Бунт подавили, некоторых казнили. Но народ все равно своевольничал. Во время наездов царя, бояре облачались в европейские одежды, а как только царь за порог – сразу же из сундуков доставались привычные русские одеяния.
Петр I не сдавался. Завез из Европы портных, закупил ткани. Надежда царя была на то, что с помощью европейской моды, Россию признают равной (вопрос, конечно, лично у меня зачем нам нужно было этого добиваться, ну эт ладно. Плюсы, вроде как, превышают минусы). Но все это не сбылось. Европейцы с удовольствие катали в Россию на заработки, но признавать равной страну не желали.
Бедные, а может и не бедные – вопрос спорный, женщины в русские морозы были вынуждены облачаться в платья с отрытыми плечами, с глубоким декольте. Как правило, после одного такого выхода, женщина заболевала, начинались проблемы с женским здоровьем, приводившие к бесплодию. Ну а о вреде корсетов, никому уж и рассказывать не стоит.
Таким образом в результате спорных реформ Петра I проводилась европеизация русского одеяния. Что скажете друзья? Стоило оно того или нет? Или все же по словам великого поэта Александра Блока «Да скифы мы, да азиаты мы!»?