Гатчина. Часть. Происхождение названия, парк, история, Чесменская галерея
Гатчина. Часть 2. Парадные залы
Прежде чем мы спустимся в комнаты, которые занимала семья императора Александра III , давайте полюбуемся великолепной лестницей и новогодней елкой Гатчинского дворца.
А теперь перейдем к императорским покоям. Здесь я должна сделать небольшое, но важное, на мой взгляд, объяснение. В первой части статьи о Гатчинском статье я писала о том, как строился и перестраивался дворец. Если помните, в последний раз он перестраивался в 1840-е годы. Тогда была увеличена высота первого и третьего этажей, а между ними построен небольшой, так называемый антресольный этаж. Его хорошо видно на этом фото.
Вот на этом антресольном этаже и находились личные покои императорской семьи. И это, наверное, самые скромные покои царствующих особ, которые я когда-либо видела. Скромнее только «домики Петра Первого».
Сейчас в Гатчинском дворце экспонируется несколько комнат, мы подробнее остановимся на двух – Кабинете великого князя Михаила Александровича и Спальне Александра III и Марии Федоровны.
Кабинет Великого князя Михаила Александровича
В кабинете Великого князя стояли два письменных стола и столик, этажерки, кресла и стулья, книжные шкафы, диван и фисгармония. Стены украшали живописные работы, акварели, рисунки, многочисленные фотографии, фарфоровые блюда. Во время оккупации Гатчины в 1941-1944 годах значительная часть предметов была утрачена, а те, что удалось спасти, после войны попали в другие музеи. В настоящее время лишь некоторые мемориальные вещи вернулись в Гатчинский дворец.
Интерьер воссоздан на основе исторических документов и фотографий, в нем использованы подлинные вещи, принадлежавшие Великому князю – книги, мебель, живопись, оружие, дорожный сундук. Модель паровой машины фирмы О. Рихтера – из исторической коллекции дворца.
Особенный интерес представляют вещи, чудом сохраненные в эмиграции супругой Михаила Александровича Натальей Сергеевной Брасовой и переданные в дар Гатчинскому дворцу-музею в 2003 году ее внучкой Полин Грей. Особое место среди них занимает скульптурный погрудный портрет великого князя работы Сергея Юрьевича Судейкина, выполненный в 1913 году, когда великий князь был в Англии.
Обстановку комнаты дополняют тщательно подобранные вещи эпохи, аналогичные мемориальным.
Великий князь увлекался фотографией, у него было несколько фотокамер и лаборатория для печатания снимков. В кабинете экспонируется фотоувеличитель производства Германии и фотокамера конца XIX начала XX века.
Детей императора обучали игре на различных инструментах. В интерьере демонстрируется фисгармония, изготовленная в Западной Европе. Ранее здесь стояла фисгармония, подаренная великому князю на Рождество 1898 года матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. До войны в его комнатах числились также скрипка, две флейт ы и другие небольшие духовые инструменты.
На подоконнике стоит фонограф Томаса Эдисона. В 1889 году именно в Гатчине поверенный знаменитого изобретателя продемонстрировал императорской чете один из звукозаписывающих аппаратов. В дальнейшем великий князь неоднократно проводил эксперименты с фонографом. К сожалению, записи его голоса не сохранились.
На письменном столе – телефонный аппарат фирмы «Эриксон» 1895 года. Телефонная связь во дворце появилась при императоре Александре III . Вся семья, в том числе и Михаил Александрович, использовали ее также для прослушивания опер, проходивших в театрах Санкт-Петербурга.
Спальня Александра III и Марии Федоровны
Историческое помещение спальни в настоящее время не отреставрировано. Обстановка воссоздана в одной из служебных комнат, которые выходили окнами во внутренний двор.
Спальня Александра III и Марии Федоровны в Гатчинском дворце была общей для супругов. Переехав в Гатчинский дворец, императрица занялась созданием уюта в давно нежилом дворце и собрала в своих апартаментах предметы обстановки в стиле «жакоб». Строгая классическая мебель из красного дерева, декорированная латунными протяжками, получила второе рождение в конце XIX века. Таким был гарнитур спальни, состоявший из двух кроватей, прикроватных тумбочек, комодов, шифоньеров, зеркал, столов и этажерок. Подобный гарнитур был и в Аничковом дворце.
Кровать и умывальный столик скрывались за ширмой, выполненной в восточном вкусе. Скрытые двери, затянутые, как и вся спальня, ситцем, вели в ванную комнату и ватерклозет.
Комната была тесно заставлена и заполнена мелочами – вазочками, флаконами, коробочками и косметическими приборами. На стенах – пейзажи, морские виды кисти Айвазовского, натюрморты работы самой Марии Федоровны. Репродукции, фотографии (около 440 штук) были закреплены на стенах часто без рам и заполняли проемы дверей и окон.
Однажды, будучи в гостях у графа Шереметева в имении Архангельское, Александр III , осматривая старинную спальню с альковом, заметил, что ни за что не смог бы спать в такой роскоши. Поэтому уютная, непринужденная обстановка, где никто, кроме хозяев и прислуги, не бывал, вполне соответствовала вкусам государя. В исключительных случаях, приходя поздно после ночной рыбалки, Александр Александрович укладывался в своей первой Уборной, на большой диван.
Сохранилась большая часть мебельного гарнитура спальни: одна из кроватей, прикроватные тумбочки, умывальный столик, ломберный столик и два шифоньера.
А теперь пойдем дальше. В низких сводчатых залов рядом с апартаментами экспонируются предметы быта императорской семьи.
И, конечно, здесь можно увидеть портреты тех, кому все это принадлежало.
А нам еще осталось посмотреть знаменитый подземный ход, которым славился Гатчинский дворец. Но сначала пройдем через сувенирный магазинчик, они всегда притягивают меня как магнитом. И не зря, многие вещи можно купить только в них.
По дороге быстро посмотрим на царскую берданку – винтовку Тульского оружейного завода, в изготовлении которой принял участие Александр III. Она демонстрируется на «выставке одного экспоната».
А теперь – в подземный ход!
Во второй половине XVIII века, во время строительства Гатчинского дворца для графа Григория Орлова, архитектор Антонио Ринальди устроил подземный ход, который ведет к Серебряному озеру. Длина подземного хода – 135 метров, стены облицованы известняком, свет проникает через четыре люка, расположенных в сводчатом потолке.
Из парадных залов дворца гости спускались по одной из потайных лестниц в подвалы, где за массивными коваными дверями скрывалась уникальная затея для увеселения гостей – возможность услышат голос «нимфы Эхо». Для этого нужно было пройти по подземному ходу до вторых фонарей и громко произнести:
«Кто разбил французов?»
«Кто здесь правил?»
«Какой цветок боится мороза?»
Кто сорвал плод с древа?»
И Эхо обязательно ответит.
А потом мы опять пошли в парк.
Уточки тоже были на месте.
А еще Киса и Ося.
И на этой оптимистичной ноте я заканчиваю свой рассказ о Гатчине.
В статье использованы информационные материалы Гатчинского дворца.
🌸🌸 🌸Ваши лайки и подписка очень меня радуют 💃💃💃
Переезжаем из Санкт-Петербурга в Ростов-на-Дону. Такого Нового года у нас еще не было
Первый месяц в Ростове. Планы на жизнь и на Дзен
Прощание с Петербургом. Эрмитаж. Новые правила