Найти в Дзене

Топ 10 Самые знаменитые картины Винсента Ван Гога

Автопортрет
Винсент Виллем Ван Гог (1853–1890 гг.) – великий голландский художник, яркий представитель постимпрессионизма. Его творческий путь был недолгим, но весьма плодотворным. Завоевал мировую популярность благодаря гениальным работам и не менее знаменитому безумству.
За короткую жизнь, десять лет которой было посвящено творчеству, он написал около 2100 картин, в том числе 860 масляными
Оглавление
Автопортрет
Автопортрет

Винсент Виллем Ван Гог (1853–1890 гг.) – великий голландский художник, яркий представитель постимпрессионизма. Его творческий путь был недолгим, но весьма плодотворным. Завоевал мировую популярность благодаря гениальным работам и не менее знаменитому безумству.

За короткую жизнь, десять лет которой было посвящено творчеству, он написал около 2100 картин, в том числе 860 масляными красками, и стал основоположником экспрессионизма. Художник известен полотнами, изобилующими философскими сюжетами, воплощенными в разнообразных жанрах изобразительного искусства: автопортретах, пейзажах, портретах, натюрмортах.

Самым плодотворным временем в творчестве Ван Гога считается парижский период (1886–1888 гг.). Он познакомился с яркими представителями импрессионизма и постимпрессионизма: Клодом Моне, Камилем Писсарро, Ренуаром, Полем Гогеном . Он непрестанно искал свой стиль и вместе с тем изучал различные техники современной живописи. Незаметно посветлела и его палитра. От светлого к настоящему буйству красок, характерных для его полотен последних лет, осталось совсем немного.

Но за свой дар Ван Гогу пришлось заплатить высокую цену. «Печаль будет длиться вечно», — сказал художник перед смертью брату Тео. Поистине вся жизнь Винсента была полна трудностей, лишений и несбыточных надежд. Ему всегда было трудно ладить с людьми.

Он не получил признание при жизни, что отравляло и угнетало его душу, поэтому он часто пребывал в одиночестве, занимаясь самобичеванием.

27 июля 1890 года Ван Гог больше не мог выносить такого существования и решил покончить жизнь самоубийством. Пуля прошла ниже сердца, и он умер от потери крови через 29 часов.

Ниже будут представлены 10 самых известных картин Ван Гога с названиями, кратким описанием и в каком музее находится шедевр.

Звездная ночь

Звёздная ночь. 1889 Музей современного искусства, Нью-Йорк
Звёздная ночь. 1889 Музей современного искусства, Нью-Йорк

«Звездная ночь» признана одной из самых удачных работ художника. Она создана в 1889 году, когда Винсент находился в лечебнице для душевнобольных. Шедевр размером 73,7 см x 92,1 см написан в стиле постимпрессионизма на холсте маслом.

Волшебный вид ночного неба над выдуманным городом лучше рассматривать на расстоянии. Художник часто писал картины в технике импасто (Импасто-приём в живописи в виде густой, сочной накладки красок для усиления эффекта света и фактуры, Ван Гог один из известных художников, применявших технику импасто, который наносил краску толстым слоем, а потом размазывал пальцами), создавая крупные мазки, которые вблизи не складываются в цельное изображение.

На переднем плане расположены кипарисы, но главный элемент на картине — прекрасное звездное небо, кажущееся таким бескрайним по сравнению с маленьким городком.

Подсолнухи

Подсолнухи. 1889 г. Холст, масло. 92 × 73 см Лондонская Национальная галерея, Лондон
Подсолнухи. 1889 г. Холст, масло. 92 × 73 см Лондонская Национальная галерея, Лондон

Художник создал эту известную картину в 1889 году. Она наполнена светом и эмоциями. Однако слишком яркие желтые цвета, критики считают проявлением психического заболевания, которым уже тогда страдал гений.

Небрежно поставленные в вазу подсолнухи нарисованы жизненно, их хочется поправить в вазе. Они вызывают сильные чувства, словно пытаясь увести зрителя в иррациональный мир воспаленного воображения. Винсент говорил, что некоторые сюжеты подсказывает ему голос, звучащий изнутри, и ему приходится рисовать, чтобы заглушить эти звуки.

Картина написана на холсте маслом с использованием толстых мазков, создающих объемное изображение.

Ирисы

Ирисы. 1889 г. Холст, масло. 71 × 93 см. Музей Гетти, Лос-Анджелес
Ирисы. 1889 г. Холст, масло. 71 × 93 см. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Картина написана в 1889 году в клинике для душевнобольных, изображен фрагмент поля с цветами, на котором ирисы являются основой композиции.

Стилистика произведения отличается от других его работ, мрачных и пессимистичных. Она жизнерадостная и легкая, похожая на технику японских гравюр тонкими контурами, оригинальным ракурсом и нереалистично прорисованными областями, заполненными одним цветом.

Объекты на картине статичны, но взгляд бессознательно устремляется в левую верхнюю часть. Особенностью картины является ее симметричная композиция, в которой ирисы расположены по средней линии, а цветы в левом верхнем углу сочетаются с землей.

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. 1889 масло. 51 × 45 см
Частная коллекция Ниархоса, Чикаго
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. 1889 масло. 51 × 45 см Частная коллекция Ниархоса, Чикаго

Повздорив очередной раз с Гогеном, художник отрезал часть своего уха, затем был отправлен в лечебницу, где и был написан автопортрет. Эта сравнительно небольшая картина размером 51 x 45 см была создана в целях самоанализа.

Яркие цвета дисгармонируют друг с другом, а вид самого Ван Гога выражает осознание вины, усталость и муки от бессилия противостоять своему состоянию. Больше всего приковывает внимание взгляд Ван Гога, наполненный безумством и отрешенностью, устремленный в пустоту.

Звездная ночь над Роной

Звёздная ночь над Роной. 1888 г. холст, масло. 72,5 × 92 см Музей д'Орсе, Париж
Звёздная ночь над Роной. 1888 г. холст, масло. 72,5 × 92 см Музей д'Орсе, Париж

Вид на набережную реки Роны отображен на полотне в многообразии оттенков синего, перекликаясь с ярко-желтыми огнями города и бледно-желтыми звездами. Работа над картиной заняла у Ван Гога целый год.

На синем ночном небе горит Большая Медведица и Полярная звезда, вдали лежит светящийся город, а на переднем плане вдоль реки неспешно прогуливается немолодая пара.

Ночные сюжеты всегда завораживали художника, восхищая красотой и таинственностью. Он использовал свою любимую технику, рисуя масляными красками на холсте большими объемными мазками.

Башмаки

Башмаки. 1886 г. Холст, масло. 37,5 × 45 см Музей Винсента ван Гога, Амстердам
Башмаки. 1886 г. Холст, масло. 37,5 × 45 см Музей Винсента ван Гога, Амстердам

Необычный сюжет для картины Ван Гог воплотил летом 1886 года, находясь в Париже. Он долго искал пару башмаков, подходящих для изображения на картине. Наконец Винсент нашел их на блошином рынке. Почищенные и отремонтированные для продажи, они принадлежали какому-то рабочему.

Но художник не бросился сразу рисовать с них картину. Надев их в дождливую погоду, он долго ходил по грязи и лужам. По возвращении домой Ван Гог запечатлел их на холсте в таком виде.

Гениальный живописец увидел в них не просто старую рухлядь, а воплощение тяжелого удела рабочих, сохраняющих благородство и достоинство. Позже эта картина стала предметом различных аналогий, в том числе применительно к жизни самого художника.

Едоки картофеля

Едоки картофеля. 1885г . Холст, масло. 82 × 114 см Музей Винсента ван Гога, Амстердам
Едоки картофеля. 1885г . Холст, масло. 82 × 114 см Музей Винсента ван Гога, Амстердам

Грустная реалистичность этого произведения надолго оставляет ощущение отчаянной тоски и обреченности. Полотно относится к начальному периоду творчества Ван Гога. На картине художник изобразил крестьянскую семью де Гроотов, с которыми часто общался.

Отражая суровую сельскую жизнь, Ван Гог использует мрачные цвета в зеленовато-коричневых тонах. Он пишет тяжелыми агрессивными мазками, изображая мозолистые рабочие руки и морщинистые задумчивые лица.

Картина наполнена глубоким символизмом. Тусклый свет лампы олицетворяет угасающую надежду, а решетки на окнах показывают, что из этого нищенского существования нет выхода. Задумкой Ван Гога было передать, что, несмотря на сложный быт, это честные и достойные люди.

Ночная терраса кафе

Ночная терраса кафе. 1888 Холст, масло. 80,7 × 65,3 см Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Ночная терраса кафе. 1888 Холст, масло. 80,7 × 65,3 см Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды

Ван Гог демонстрирует мастерство цветопередачи в этой запоминающейся картине, созданной в 1888 году в Арле. В этот период художник часто отдавал предпочтение желтому цвету в своих работах.

Оживленное кафе вызывает радостные и светлые чувства. Теплой летней ночью в нем кипит жизнь. Ван Гог гениально изобразил ночь без применения черной краски.

Он передал темное время суток, используя синие оттенки, варьирующиеся от светло-голубого тона здания над кафе до темно-синих домов на заднем плане. Ярко-желтая терраса контрастирует с темным фоном, создавая эффект освещенности.

Церковь в Овере

Церковь в Овере. 1890 г. Холст, масло. 74 × 94 см Музей Орсе, Париж
Церковь в Овере. 1890 г. Холст, масло. 74 × 94 см Музей Орсе, Париж

Ван Гог весной 1890 года обосновался в деревне близ Парижа под названием Овер-сюр-Уазе, прожив там последние месяцы жизни.

Написанная на холсте маслом, церковь в готическом стиле занимает на картине главное место и отличается высокой детализацией всех элементов здания. На картине изображена женщина, идущая в сторону церкви. Она прорисована поверхностно, так как играет второстепенную роль.

Самая эффектная и противоречивая особенность — диссонанс между яркой солнечной поляной, покрытой травой, и темным ночным небом, что вызывает разногласия касательно времени суток, изображенных на картине.

Когда художник умер, картина была передана его другу Полю Гаше, затем хранилась в Лувре. Сейчас на нее можно полюбоваться в музее Орсе.

Пшеничное поле с воронами

Пшеничное поле с воронами. 1890 г. Холст, масло. 53 × 105 см Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Пшеничное поле с воронами. 1890 г. Холст, масло. 53 × 105 см Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Картина считается последней работой гения, созданной за две недели перед самоубийством. Ван Гог передал беспокойство и попытки поиска верного пути. Атмосфера картины угрюмая и давящая.

Темное небо нависает над светлым желтым полем, на котором изображено распутье. Так художник выражал тревогу и нерешительность, рассуждая какую дорогу из трех предпочесть. А в небе грозно приближаются черные птицы, олицетворяя надвигающееся несчастье. Грубые беспорядочные мазки масляными красками формируют динамичное изображение, отражающее волнение и душевное смятение.