Найти в Дзене

Константин Паустовский - пронзительный и неисправимый романтик

Как-то грустно и обидно мне стало, когда я поняла, какая мощь скрыта в произведениях Константина Георгиевича Паустовского, и как долго это было за пределами моего внимания...

К. Г. Паустовский. Фото взято с сервиса «Яндекс-картинки»
К. Г. Паустовский. Фото взято с сервиса «Яндекс-картинки»

Я любила в детстве рассказы Паустовского, но только те, где герои были, хоть и сказочными, но вполне осязаемыми. Моим любимчиком был воробей Пашка. Супер-герой советского ребёнка, не уступающий по мощи современным, но только чистый, добрый и без изъяна. Но вот как быть, если герой рассказа - это уходящее лето? Или цветок? В 6-7 лет суть ускользает, история кажется скучной...

Фото автора. Сборник рассказов Паустовского, подаренный мне более 30 лет тому назад
Фото автора. Сборник рассказов Паустовского, подаренный мне более 30 лет тому назад

Но книгу рассказов Паустовского, подаренную мне бабушкой, я очень берегла. Издание замечательное, иллюстрации М. Алексеева и Н. Строганова выглядят так гармонично, будто они смогли поникнуть в сознание автора и увидеть образы его глазами.

Фото автора. Те самые иллюстрации
Фото автора. Те самые иллюстрации

И вот моему старшему сыну исполнилось 6 лет, и мы читаем про воробья Пашку. И сын, перечисляя любимых супер-героев, наряду с Бетменом и Человеком-пауком называет Пашку. А я вдруг начинаю видеть всех остальных героев тоже. И старую квакшу, и наступающую осень, и догнивающую на берегу лодку...

Но и это - ещё не все. Окончательно я пропала, когда прочла автобиографию Константина Георгиевича. Это совсем не те сухие строчки в предисловиях к его книгам или на Википедии.

Прежде всего, секрет этой автобиографии даже не в каких-то интересных деталях (о, их достаточно), а в том, какая лавина чувств неизбежно обрушится на читателя. Наслаждение великолепным языком... Желание хоть одним глазком посмотреть на ту сложную и великую эпоху, на которую пришлась юность автора (Константин Георгиевич был в театре во время убийства Столыпина, например)...

Очень интересно для меня было посмотреть на гимназическое братство изнутри. Своё первое представление о гимназии в дореволюционной России я получила ещё в советском детстве, когда образ этот не рисовали хоть сколько нибудь положительным. Гимназисты - это (за редким исключением) избалованные дети богачей, классные наставники - мерзкие и подлые, а уж директора, вообще, тираны и узурпаторы.

А Паустовский рассказывает о том, как во время сложной ситуации после распада родительской семьи, когда он вынужден был уехать из Киева, но очень хотел вернуться, просто написал классному наставнику. И тот сердечно ответил, что договорился с директором об освобождении Паустовского от платы за обучение в гимназии, и все ждут его обратно... Совершенно не удивительно, что первая часть автобиографии «Повесть о жизни» под названием «Далёкие годы», где автор рассказывает об учебе в гимназии, получает разгромное рецензии.

А как близко к сердцу гимназисты приняли кончину Чехова и Толстого! Как умели дружить ребята в классе, уважать вечные ценности и не допускать подлости и двуличия!

Во время учебы в университете Константин Георгиевич даёт уроки, работает кондуктором, а потом - санитаром в санитарном поезде...

Самый большой секрет для меня - как человек, видевший столько боли, смерти, ужаса, смог сберечь внутри себе что-то столь прекрасное, давшее жизнь его историям!

После прочтения автобиографии Константина Георгиевича я поняла Марлен Дитрих, которая во время своего визита в СССР пожелала увидеть Паустовского, и опустилась перед ним на колени...

Позже Дитрих напишет, что Паустовский - величайший писатель из всех, кого она знала, и ей жаль, что она узнала его так поздно!

Не теряйте время, прочтите «Повесть о жизни». Она не оставит вас равнодушными!