Как-то грустно и обидно мне стало, когда я поняла, какая мощь скрыта в произведениях Константина Георгиевича Паустовского, и как долго это было за пределами моего внимания...
Я любила в детстве рассказы Паустовского, но только те, где герои были, хоть и сказочными, но вполне осязаемыми. Моим любимчиком был воробей Пашка. Супер-герой советского ребёнка, не уступающий по мощи современным, но только чистый, добрый и без изъяна. Но вот как быть, если герой рассказа - это уходящее лето? Или цветок? В 6-7 лет суть ускользает, история кажется скучной...
Но книгу рассказов Паустовского, подаренную мне бабушкой, я очень берегла. Издание замечательное, иллюстрации М. Алексеева и Н. Строганова выглядят так гармонично, будто они смогли поникнуть в сознание автора и увидеть образы его глазами.
И вот моему старшему сыну исполнилось 6 лет, и мы читаем про воробья Пашку. И сын, перечисляя любимых супер-героев, наряду с Бетменом и Человеком-пауком называет Пашку. А я вдруг начинаю видеть всех остальных героев тоже. И старую квакшу, и наступающую осень, и догнивающую на берегу лодку...
Но и это - ещё не все. Окончательно я пропала, когда прочла автобиографию Константина Георгиевича. Это совсем не те сухие строчки в предисловиях к его книгам или на Википедии.
Прежде всего, секрет этой автобиографии даже не в каких-то интересных деталях (о, их достаточно), а в том, какая лавина чувств неизбежно обрушится на читателя. Наслаждение великолепным языком... Желание хоть одним глазком посмотреть на ту сложную и великую эпоху, на которую пришлась юность автора (Константин Георгиевич был в театре во время убийства Столыпина, например)...
Очень интересно для меня было посмотреть на гимназическое братство изнутри. Своё первое представление о гимназии в дореволюционной России я получила ещё в советском детстве, когда образ этот не рисовали хоть сколько нибудь положительным. Гимназисты - это (за редким исключением) избалованные дети богачей, классные наставники - мерзкие и подлые, а уж директора, вообще, тираны и узурпаторы.
А Паустовский рассказывает о том, как во время сложной ситуации после распада родительской семьи, когда он вынужден был уехать из Киева, но очень хотел вернуться, просто написал классному наставнику. И тот сердечно ответил, что договорился с директором об освобождении Паустовского от платы за обучение в гимназии, и все ждут его обратно... Совершенно не удивительно, что первая часть автобиографии «Повесть о жизни» под названием «Далёкие годы», где автор рассказывает об учебе в гимназии, получает разгромное рецензии.
А как близко к сердцу гимназисты приняли кончину Чехова и Толстого! Как умели дружить ребята в классе, уважать вечные ценности и не допускать подлости и двуличия!
Во время учебы в университете Константин Георгиевич даёт уроки, работает кондуктором, а потом - санитаром в санитарном поезде...
Самый большой секрет для меня - как человек, видевший столько боли, смерти, ужаса, смог сберечь внутри себе что-то столь прекрасное, давшее жизнь его историям!
После прочтения автобиографии Константина Георгиевича я поняла Марлен Дитрих, которая во время своего визита в СССР пожелала увидеть Паустовского, и опустилась перед ним на колени...
Позже Дитрих напишет, что Паустовский - величайший писатель из всех, кого она знала, и ей жаль, что она узнала его так поздно!
Не теряйте время, прочтите «Повесть о жизни». Она не оставит вас равнодушными!