Налогоплательщики – физические лица чаще всего имеют дело с налоговой декларацией в связи с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц. Например, декларацию по НДФЛ подают, чтобы получить налоговый вычет (что это такое почитайте здесь) или отразить свои доходы от деятельности, направленной на получение дохода (примеры можно увидеть здесь).
Но никто не застрахован от ошибок, даже те, кто профессионально занимается налогообложением. Налоговое законодательство не связывает ошибку налогоплательщика с каким-либо фатальными последствиями и не квалифицирует ошибившегося сразу как уклониста от уплаты налогов.
Инструмент исправления ошибок в декларации предусмотрен Налоговым кодексом РФ только один – представление уточненной декларации. Это значит, что налогоплательщик сдает исправленный вариант своей прежней декларации, указывая в ней все так, как должно быть, без ошибок. К слову, закон не ограничивает количество возможных уточнений, то есть налогоплательщик может сдавать уточненные декларации бесконечно много раз.
Следуя ст. 81 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику нужно в первую очередь оценить, будет его ошибка приводить к занижению суммы налога к уплате или нет. К примеру, в результате арифметической ошибки налогоплательщик указал меньшую сумму вычета, чем должен был, соответственно к возврату сумма налога также будет меньше.
Закон указывает следующее:
- если ошибка не приводит к уменьшению суммы налога к уплате, то налогоплательщик может, но не должен представлять уточненную декларацию;
- если ошибка приводит к уменьшению суммы налога к уплате, то налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию.
В примере выше я показал, какая ошибка может не привести к уменьшению суммы налога к уплате. Рассмотрим обратный пример: налогоплательщик указал в декларации, что продал квартиру, которой владел менее срока минимального владения (почитай об этом здесь), но при том вообще не указал, что должен платить сумму налога, полагая, что таковой обязанности у него не возникает. Такая ошибка, очевидно, приводит к уменьшению суммы налога к уплате. Поэтому возникает обязанность «уточниться».
Логика простая (я о ней уже писал ранее, почитай здесь): бюджету важно прежде всего, чтобы он стабильно наполнялся, и ни одна копейка не прошла мимо. Соответственно, зачастую налоговое законодательство исходит из позиции о том, что, то или иное правило должно защищать прежде всего фискальный интерес (то есть интерес бюджета). К примеру, возврат налога возможен только по заявлению налогоплательщика, применение льготы – тоже (можешь прочесть об этом здесь). Сам бюджет как бы не заинтересован указывать налогоплательщикам на возможность уплачивать налог в меньшем размере или вообще возвращать что-то из казны. Другой пример: декларации по налогу на добавленную стоимость, в которых заявлено право на возмещение налога из бюджета (то есть право на получение из казны денежных средств), подвергаются более углубленной проверке.
Хотите знать больше о собственных правах? Подписывайтесь на канал и становитесь более грамотным.
Если есть предложения по тематике статей, то не стесняйтесь и пишите в комментарии.