Александр: Можно научить навыкам: рисовать или фотографировать. Ремеслу. Но можно ли научить художественому мышлению? Или же это талант. Дар Божий?
Вообще, да, талант — это дар божий. У нас полно статистики по ученикам: одни с камерой «строго на вы», другие даже в режиме авто начинают снимать шедевры. Обычно школы так и учат студентов чисто техническим навыкам: технические и художественные приемы, помогающие в обычной жизни вытянуть кадр «из ничего», просто за счет использования понятного инструментария — в итоге, просто от применения этих приемов, кадры студентов начинают становиться лучше. А что если применить тот же принцип для творческого развития?
И тут мы натыкаемся на проблему: как правило, преподаватели фотошкол на уровень ниже продвинутых фотографов, что используют сами фотографы, чтобы учить студентов, но учат они их совсем не так: показывают ровно те самые технические инструменты из первого, ремесленного уровня — ну, а что такого, если они выучились так же?!
Преподаватель имеет явное преимущество, потому что он не профессиональный фотограф, а профессиональный преподаватель, и случаи, когда ученики потом превосходят своих учителей, весьма часты — причина здесь в том, что преподаватель не говорит что делать, а показывает, куда идти.
Талант тоже измерим, и обычно своего диапазона никто не знает. Правда, измеряется он не в точных показателях, например, в милибрессонах, а в относительных: мы на любой выставке видим более опытный глаз сильного фотографа.
Думаете, вы не можете стать круче Картье-Брессона сегодня? Ха! А вы знаете, что многие топовые фотографы уже превзошли его по уровню?! За плечами у них сложный путь, но шли они его уже по слою, проложенному из книг великих мастеров — а значит, и вы можете подобраться хотя бы близко к этому.
Здесь, конечно, многое будет определять ваше внутреннее чутье и глаз, но, как мы сказали, своего уровня не знает никто. Учись, пока не умрешь.
--------------------------------
Хочешь еще? Подпишись. Ценность публикации можно обозначить пальцами вверх и вниз.