Найти тему
Dj X-Night

Основатель Mixcloud рассказал, как работает авторское право. Делюсь его мнением

Оглавление

Ди-джеи по всему миру все больше сталкиваются с правилами авторского права из-за удалений и отключений на различных сайтах, но сложность музыкальных произведений не даёт однозначного понимания ситуации.

Сегодня я поделюсь мнением основателя музыкального портала Mixcloud - Нико Переса. Он рассказал, как все работает, какие авторские права существуют на песню, как работает лицензирование в разных странах и почему вам, как ди-джею, нужно знать обо всем этом. Я перевёл его высказывания и поделюсь главной информацией с вами.

Нико Перес
Нико Перес

Как работает авторское право?

Давайте начнем с двух основных частей интеллектуальной собственности, которые защищены авторским правом в каждой песне:

  1. Основная музыкальная композиция (также известная как «музыкальное произведение»): это относится к нотам, текстам и аранжировке, которые составляют основу песни. Все они могут быть написаны одним человеком или несколькими авторами - как в случае со многими популярными хитами.
  2. Звукозапись (также известная как «мастер»): создается, когда вы фиксируете музыкальную композицию на материальном носителе. Возьмем, к примеру, когда вы идете в студию и записываете трек с вокалистом.

… И как же ими пользоваться:

Любой, кто желает использовать любое из этих авторских прав на песню, должен лицензировать их у физического или юридического лица, которое владеет или контролирует права.

Предоставление прав

В зависимости от того, как вы хотите их использовать, вам потребуются разные права в лицензии.

Некоторые примеры этих грантов включают:

  • Грант на публичное исполнение звукозаписи
  • Грант на запись кавер-версии композиции.
  • Грант на синхронизацию композиции с видео и предоставление его по запросу.

Обретение правильных прав

Это только первый уровень сложности. Следующий уровень возникает из-за фрагментированного международного характера авторских прав и того факта, что в каждой стране или юрисдикции вам необходимо добиваться разных прав у разных субъектов.

Нико приводит несколько примеров:

  • В США вам необходимо разрешить публичное исполнение музыкальной композиции через «Организации по правам на исполнение» (ASCAP, BMI, SESAC, GMR). Чтобы сделать копию композиции (также называемой «mechanicals right»), вы можете использовать установленную законом лицензию, но при этом необходимо соблюдать определенные положения и правила, написанные Конгрессом. В Великобритании и большинстве стран Европы эти права обычно связаны вместе и могут быть лицензированы через одну организацию, например PRS в Великобритании.
  • Звукозаписи могут быть лицензированы через местную организацию коллективного управления, например SoundExchange в США. Если вариант использования предполагает интерактивность (то есть возможность для слушателя выбирать отдельную песню по запросу), вам потребуется прямая лицензия от звукозаписывающих компаний.
Микшерный пульт
Микшерный пульт

Это важно для вас как для "художника" и вот почему.

Итак, почему вам, как ди-джею, нужно знать об этом сложном и непонятном юридическом мире?

Ответ прост: если вы играете музыку других людей, то исполнители, которых играют, должны получать деньги.

Это основа современной музыкальной экосистемы развитых стран, которая поддерживает нашу культуру.

Но не все платформы за этим стоят.

Когда стримеры и ди-джеи сталкиваются с нарушением авторских прав на музыку на других платформах, таких как Facebook или Twitch, это потому, что эти платформы по какой-либо причине не получили нужные музыкальные лицензии. Они не платят артистам, которых играют.

При этом имейте в виду, что для отдельного ди-джея было бы практически невозможно очистить права, необходимые для потоковой передачи микса во всем мире. Это не вина их или лейблов. Все дело в платформах и сайтах.

Часто они поощряют ди-джеев и артистов использовать свои платформы, несмотря на то, что у них нет правильных музыкальных лицензий, при этом скрывая мелким шрифтом их условия и положения, что вы «не должны использовать музыку, защищенную авторским правом».

Многие из этих платформ принадлежат некоторым из крупнейших компаний мира, но все еще продолжают бороться за авторские права. Например, Twitch, принадлежащая Amazon, в последнее время неоднократно демонстрировала запреты DMCA на нелицензионную музыку, защищенную авторским правом.

Эти огромные компании очень хотят использовать музыку для развития своего бизнеса, но действительно ли они поддерживают музыкальную культуру, если не платят гонорары всем артистам?

Модель вознаграждения авторам лицензионных композиций
Модель вознаграждения авторам лицензионных композиций

Поговорим о Mixcloud.

В Mixcloud мы вложили время, энергию и ресурсы, чтобы получить нужные лицензии. Вот почему удаление музыки на Mixcloud не происходит.

Мы небольшая независимая организация, созданная ди-джеями, артистами и командой меломанов. Мы создали единственную открытую платформу, которая платит всем правообладателям (артистам, лейблам, авторам песен, издателям), а также платит диджеям! Наша программа монетизации выплачивает правообладателям и владельцам каналов 83% дохода.

Если вы любите музыку и заботитесь о будущем этой экосистемы, тогда все мы должны выбрать потоковую платформу, которая будет действовать правильно и поддерживать культуру.

- Нико Перес -

Ну что, друзья, предлагаю обсудить мнение Нико в комментариях ниже.