Армия США уже давно могла бы развернуть израильскую систему противоракетной обороны Iron Dome («Железный купол») в Ираке, но упрямо отказывалась. В очередной раз ракетами была поражена передовая оперативная база США – совместно с иракскими ВВС – в Айн-эль-Асаде. Один человек погиб, предположительно от сердечного приступа во время нападения, и шестеро получили ранения – пять контрактников и один американский военнослужащий.
Не было никакого предварительного предупреждения, и, похоже, ПВО на базе не смогли обнаружить угрозу или отреагировать на приближающиеся ракеты. Откуда это известно? Есть беспилотное видео части атаки, которое показывает шесть приближающихся ракет. Нет ракет-перехватчиков или трассирующих снарядов с земли, пытающихся сбить ракеты. Следовательно, ответной реакции ПВО не последовало. Таким образом, имеется документальное свидетельство очередного полного провала американских систем ПРО и ПВО.
Главный вопрос заключается в следующем: почему Пентагон не запросил Израиль поставить системы Iron Dome, которые могли бы сбить любую ракету, беспилотник, артиллерию, минометы или крылатые ракеты? Армия США, которая отвечает за тактические наземные системы ПВО, является, фактически, виновником постоянного сквернословия на систему Iron Dome в течение последних нескольких лет, несмотря на ее поразительно звездный рекорд перехватов ракет.
Но Армия «ненавидит» Iron Dome – она видит в нем угрозу своему собственному проекту под названием «Интегрированная система командования ПВО и ПРО» ( Integrated Air and Missile Defense Command System ) , система, которая все еще находится на чертежной доске, не полностью финансируется и может не увидеть свет, по крайней мере, в течение 5 лет или дольше, даже, если она окажется успешной и если она будет финансироваться.
Тем временем Пентагон, похоже, договорился о поставках Iron Dome с неназванным государствам Персидского залива, вероятно, ОАЭ или Саудовской Аравией. Эта новость первоначально просочилась в израильскую газету «Гаарец». Читая несколько доступных отчетов о сделке стран Персидского залива, можно сделать вывод о том, что либо Iron Dome будет использоваться для защиты американских баз в ОАЭ и Саудовской Аравии, возможно, даже в Омане и Катаре, либо Iron Dome будет продан непосредственно ОАЭ и Саудовской Аравии, но не другим странам, или даже обоим сразу.
Слабость Саудовской Аравии. Хорошо известно, что Саудовская Аравия уже несколько лет пытается купить Iron Dome. Причина проста: Саудовская Аравия не имеет современных средств ПВО против крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов. Это было наглядно проиллюстрировано двумя недавними нападениями.
Хорошо известная атака на нефтяные объекты Хурайса и Абкайка включала в себя как беспилотные летательные аппараты, так и крылатые ракеты. Вокруг Абкайка располагались две тактические системы ПВО – 35-мм пушки Oerlikon GDF, оснащенные радаром Skyguard, и французская версия Crotale под названием Shahine. Кроме того, этот район был защищен системой Patriot близ Эр-Рияда – батарея Patriot близ Абкайка была перемещена туда где-то после апреля 2019-го года, но еще до сентября 2019-го года, судя по спутниковым снимкам. Насколько известно, ни одна из систем ПРО вокруг Абкайка не ответила на атаку иранских крылатых ракет и вооруженных беспилотников. Возможно они их даже не увидели. Это был первый крупный международный провал американской системы ПРО.
Перенесемся в 3 января 2021-го года. Три беспилотника, запущенные с севера Ирака, а не с земли хуситов, как утверждают хуситы, были нацелены на Королевский дворец Ямама в Эр-Рияде. По крайней мере, один из дронов попал на территорию дворца. Современные перехватчики Patriot GEM были задействованы, но, вероятно, не попали в беспилотники. Patriot GEM гораздо успешнее поразил баллистическую ракету Qiam -2 , которая также была нацелена на Эр-Рияд, хотя и непонятно, на что именно.
Похоже, что Patriot с трудом видит беспилотники, и даже когда он их обнаруживает, беспилотники уже находятся над целью. Конечно, Patriot не был предназначен для борьбы с беспилотниками или с небольшими ракетами или крылатыми ракетами. Сегодня единственным ответом на малые ракеты, беспилотники и крылатые ракеты является армейский Centurion C-RAM. C-RAM – это сухопутная версия системы перехвата на конечном участке траектории оружия Phalanx CIWS Военно-морского флота. CIWS – это скорострельная пушечная система, имеющая специальные боеприпасы.
Цель – посольство США. CIWS имеет шесть вращающихся стволов, стреляющих 20-миллиметровыми патронами со скоростью 4500 выстрелов в минуту, хотя боекомплект пушки может вместить только около 1500 патронов. Она использует импульсный доплеровский моноимпульсный радар для слежения и систему FLIR E/O, чтобы попытаться обнаружить входящую в зону ее ответственности угрозу. C-RAM расположен на авиабазе Айн-аль-Асад, а также вокруг посольства США в «Зеленой зоне».
В декабре 2020-го года по территории посольства США было выпущено не менее восьми ракет «Катюша» ( Katyusha rockets ) . Согласно заявлению американских военных, «большая часть ракет попала в жилой комплекс и контрольно-пропускной пункт безопасности внутри зоны, повредив здания и автомобили и ранив одного иракского солдата». Используемые «Катюши» заведомо неточны. Система C-RAM посольства была активирована, но, похоже, ракеты ни во что не попали.
Материнская система C-RAM, Phalanx , всегда считалась системой для поражения ракет на конечном участке их траектории. Ни одна система CIWS на самом деле не сбила ракету в реальном бою. Кроме того, Phalanx не потерпел неудачи, а просто был переведен в режим ожидания, когда USS Stark был поражен двумя ракетами Exocets , выпущенными иракским реактивным самолетом Mirage в марте 1987-го года.
Во время первой войны в Персидском заливе в 1991-м году система Phalanx , установленная на борту американского эсминца USS Jarret в автоматическом режиме обстреляла «облако мякины» ( chaff cloud ) , запущенное американским кораблем Missouri в ответ на атаку иракской ракеты Silkworm . Несколько снарядов попали в Missouri , к счастью, обошлось без жертв, и Silkworm был уничтожен ракетой Sea Dart , выпущенным HMS Gloucester.
В июне 1996-го года японский эсминец Yugiri , оснащенный системой Phalanx , случайно сбил самолет-нарушитель USN A6, буксировавший радиолокационную цель во время совместных артиллерийских учений. Было установлено, что оперативная группа на эсминце открыла огонь еще до того, как самолет вышел за пределы зоны поражения Phalanx .
Проблемы обнаружения. Ключевая проблема CIWS заключается в том, что ее радар устарел и имеет ограниченное поле зрения. Он использует импульсный доплеровский радар Ku-диапазона, который имеет функцию индикатора движущейся цели. Импульсные доплеровские радары имеют проблемы с быстро движущимися объектами.
Ракеты «Катюша» летят на скорости 2 Маха, что очень затрудняет обнаружение и разрешение цели. Дроны, с другой стороны, могут быть скрытными и трудноуловимыми. CIWS был разработан против довольно медленных морских «скользящих по поверхности» ракет, и у него, естественно, есть проблемы с более быстрыми движущимися ракетами, такими как Exocet.
В отличие от армейских и военно-морских CIWS, Iron Dome имеет современный многомиссионный радар AESA S-диапазона производства израильской компании Elta (ELM-2084). Радар Iron Dome, по данным Агентства противоракетной обороны США, «обнаруживает характер входящих снарядов и посылает эту информацию в Iron Dome для перехвата входящего снаряда». Система также предназначена для обнаружения артиллерии и может обнаружить источник артиллерийского огня противника и предсказать траекторию и точку удара в пределах дружественной зоны для входящих артиллерийских снарядов, ракет и минометов.
Этот радар оснащен «усовершенствованной активной электронно-управляемой антенной решеткой (AESA)», которая позволяет ему составлять трехмерную картину воздушной обстановки в режиме реального времени. Физический радар вращается в соответствии с поступающими снарядами, чтобы обновить воздушную картину и точно отслеживать снаряды во время полета.
ELM 2084 использует радар S-диапазона, который может обнаруживать до 1100 различных целей одновременно на максимальной дальности 470 километров. Радиолокационная система отличается высокой мобильностью, что позволяет перемещать ее в короткие сроки. Кроме того, ELM 2084 имеет возможности дистанционного управления, что позволяет работать на расстоянии. Как показали многочисленные ракетные обстрелы Израиля, Iron Dome уничтожил более 2500 входящих ракет с коэффициентом поражения более 85%. Система не имеет проблем с обнаружением входящих угроз.
«Проблемы» Армии США с Iron Dome. Армия США подняла два вопроса в связи с возможностью приобретения системы Iron Dome. Первая, и самая серьезная, заключается в том, что израильтяне не поделились бы исходным кодом Iron Dome для интеграции в «Объединенную систему управления ПВО и ПРО Армии США». Второе – это заявление Армии о том, что эффективность работы системы Iron Dome против крылатых ракет не была доказана. Но, Израиль в то время не испытывал Iron Dome против крылатых ракет, потому что по Израилю не было выпущено ни одной крылатой ракеты, и это была низкоприоритетная угроза. Несмотря на это, Израиль рекламировал Iron Dome как способный обнаруживать и уничтожать крылатые ракеты.
Существуют различные типы крылатых ракет в зависимости от их конструкции и способа запуска. Например, американская крылатая ракета Tomahawk может запускаться с подводных, надводных кораблей, с суши и с самолетов. Она использует систему «сопоставления сцен» TERCOM и GPS. Другие крылатые ракеты, российские, китайские, иранские, могут иметь более традиционные навигационные системы с инерциальными системами наведения и могут использовать GPS. Почти все используют какой-то ракетный импульс для запуска и турбину/реактивную струю для питания. Некоторые крылатые ракеты могут летать большую часть своего полета на средней высоте и падать над целью только на заключительной фазе полета. Другие могут следить за местностью, как Tomahawk , и летать близко к земле, что затрудняет их обнаружение.
Когда Хураис и Абкайк были поражены иранскими крылатыми ракетами, модифицированными для использования чешского двигателя, чтобы было трудно идентифицировать источник ракеты, израильские эксперты пришли к выводу, что Иран имеет относительно точные крылатые ракеты большой дальности. С израильской точки зрения, это было переломным моментом, поскольку иранские крылатые ракеты поразили свои цели и, за исключением пары крылатых ракет, которые необъяснимо разбились, уничтожили критические части двух нефтяных объектов.
В середине декабря 2020-го года Израиль провел боевые испытания против крылатых ракет и баллистических ракет большой дальности. Целью испытаний была демонстрация совместимости многослойных систем обороны – одна баллистическая ракета средней дальности была уничтожена David ’ s Sling («Пращой Давида»), системой, похожей на Patriot , которая имеет тот же радар, что и Iron Dome .
Крылатая ракета была уничтожена системой Iron Dome. Еще одна ракета была сбита израильской системой Arrow II. По данным Министерства обороны Израиля, испытания были успешными в предотвращении атак, имитирующих недавний удар иранских крылатых ракет по саудовским нефтяным объектам. На практике израильские испытания ответили на жалобу представителей Армии США об отсутствии испытаний против крылатых ракет и пошли дальше, продемонстрировав, что систему можно легко сделать совместимой с системами более высокого уровня.
Планируемая Армией США система ПРО построена вокруг Patriot. Но, David ’ s Sling делает тоже, что делает и Patriot. David ’ s Sling включает в себя ракету-перехватчик Stunner, которая адаптируется для работы с американским Patriot. Польша является первым международным заказчиком Stunner, получившего название Skyceptor от Raytheon.
Исходные коды. Исходные коды – это исходные программные инструкции, обычно написанные на определенном компьютерном языке, таком как Basic или C+. Большинство программ министерства обороны написаны на языке Ada, который имеет очень ограниченное коммерческое использование.
Министерство обороны почти никогда не выпускает исходный код для иностранных пользователей. Вместо этого оно предоставляет программное обеспечение и прошивку в формате Объектного кода (Object code ) . Объектный код – это то, что происходит с Исходным кодом после его компиляции – тип компилятора зависит от языка, на котором было написано программное обеспечение. Объектный код не может быть преобразован в Исходный код. Так, например, если у вас есть копия Microsoft Office, которая была бы в формате Объектного кода, вы не можете перепроектировать ее, превратив свою копию в Исходный код.
Нет никаких сомнений в том, что Армия США должна была бы иметь средства сопряжения с Iron Dome. В многослойной системе обороны должен быть центральный командный центр, который может взаимодействовать с различными компонентами системы. Это означает, что он должен будет принимать сигналы радара и других датчиков, оценивать их с помощью некоторых алгоритмов, а затем посылать команды и информацию о местоположении в те системы, которые были выбраны для стрельбы по входящей угрозе.
Такой интерфейс называется API для интерфейса прикладной программы. Когда Израиль испытывал Iron Dome, David ’ s Sling и свои другие системы, входящие в состпв противоракетной обороны Arrow ballistic defense systems , Израильская Организация противоракетной обороны ( Israeli Ballistic Missile Defense Organization ) разработала интерфейс в партнерстве с Американской организацией по противоракетной обороне ( US Ballistic Missile Defense Organization – US BMDO ).
US BMDO также участвовала в создании систем ПРО для Израиля, потому что все израильские системы противоракетной обороны частично финансируются правительством США. Это также означает, что как подготовить правильный многослойный интерфейс-это информация, которой сейчас обладают и Израиль, и США. Возможно, Армия теперь знает это, потому что Армия больше не говорит о проблеме Исходного кода.
Так, почему же Iron Dome не развернут до сих пор? Все это поднимает вопрос о том, почему система Iron Dome не была развернута в Ираке, особенно в Айн-аль-Асаде в особо чувствительном и опасном районе Фаллуджи? Правда, Patriot и C-RAM были переброшены в Айн-аль-Асад после того, как база была поражена 11 ракетами Qiam -1 3 декабря 2019-го года. Хотя погибших не было, 110 американских военнослужащих были ранены, в основном в результате тяжелых сотрясений, вызванных взрывными ударными волнами.
Однако верно и то, что Армия должна была бы знать, что C-RAM и Patriot могут оказаться неадекватными, но она ограничилась нулевыми возможностями против крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов и, вероятно, не имела возможности бороться с «Катюшами». Американская разведка также сообщила бы Армии, что иранские крылатые ракеты и беспилотники были гораздо более точными, чем считалось ранее, и что «Катюши» были усовершенствованы с помощью инерциальной навигации и GPS-систем наведения.
Но срочного вызова для развертывания системы Iron Dome не последовало. Даже если Армия не хотела Iron Dome – что никогда не было адекватно объяснено – более важной задачей была защита жизни американского персонала, дислоцированного в Ираке. Еще труднее поверить в то, что Пентагон, по-видимому, намерен развернуть Iron Dome в Персидском заливе. Так почему же Армия отказалась сдвинуться с места и развернуть ее в Ираке, а может быть, и в Афганистане и в Сирии, где она нужнее?
Ответ, по-видимому, заключается в том, что Армия хочет защитить свой любимый проект, свою «Интегрированную систему противовоздушной и противоракетной обороны». Армия также может быть обеспокоена тем, что не только Iron Dome, но и другие израильские системы – David ’ s Sling и Arrow II – превзойдут глубокую привязанность Армии к системе Patriot.
Не придуманный синдром. Не так давно Армия «утопила» закупки американо-европейской системы ПВО MEADS (Medium Extended Air Defense System), потому что Армия хотела защитить Patriot. Речь идет не только о синдроме NIH («не придуманный только что здесь»), который очень распространен в оборонном ведомстве. Хотя это, безусловно, было фактором, Raytheon и Rafael, производители Iron Dome, уже объявили, что готовы построить для США Iron Dome.
Конгресс уговаривал Армию развернуть Iron Dome в Ираке, но Армия медленно собирается и растягивает временные рамки, а вместе с ними и оправдания за то, что не развернула систему. В настоящее время Армия готовится к испытанию Iron Dome, и в будущем ее части будут участвовать в соревнованиях по стрельбе.
Но Iron Dome – это единственная система ПВО, которая не нуждается в испытаниях. В отличие от C-RAM, который никогда ничего не сбил, или той же системы Patriot, которая терпела неудачу уже столько же раз, сколько и была успешной, Iron Dome –проверенная система. Обучение американских солдат управлению Iron Dome займет не более нескольких месяцев, так же как и обучение израильских солдат. Система мобильна, быстра в настройке и надежна.
Похоже, что старая перетасовка будет продолжаться без разрешения, и наши войска останутся без какой-либо реальной защиты в Ираке и в других местах. Армия могла бы послать Iron Dome в Ирак, но не сделала этого. Это настоящая ошибка руководства.
STEPHEN BRYEN