Екатерина ІІ сказала не о писателе, а о его значении: «Бунтовщик хуже Пугачева».
Пушкин отметил художественную сторону книги: «…очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге».
Но самым важным в судьбе этого писателя в ХХ веке было высказывание Ленина, который поставил его «первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости», чем ввёл эту книгу в школьные хрестоматии. Ленин по отношению к искусству был прагматик, убеждённый, что литература должна стать «колёсиком и винтиком общепролетарского дела». Речь идёт о Радищеве.
Это прикладное отношение к нему сохранилось до наших дней, потому что он не писатель, он первый русский интеллигент-диссидент, сделавший литературу средством борьбы с государством.
Радищев помог сформироваться убеждениям декабристов, «декабристы разбудили Герцена», а дальше по цитате Ленина.
Жизнь первого русского диссидента необычайно поучительна, а его судьба многократно повторялась в судьбах борцов с советским тоталитаризмом: книга – арест – приговор – срок – возвращение – желание продолжить борьбу.
Радищев был первым русским человеком, осужденным за литературную деятельность, а его «Путешествие» было первой книгой, с которой расправилась светская цензура. Сама его судьба интересна: родился в состоятельной дворянской семье, окончил привилегированный Пажеский корпус, начал службу при дворе, был послан в Лейпцигский университет для обучения юриспруденции, служил и дослужился до начальника Петербургской таможни. Свою книгу издал в собственной типографии, демонстративно рассылал экземпляры известным лицам государства.
Суд был верноподданно жесток – Радищева приговорили к смертной казни, Екатерина заменила смерть ссылкой, Павел почти через 10 лет амнистировал, а Александр І дозволил участвовать в составлении нового законодательства (блаженные времена: после смертной казни и Илимского острога – законотворчество!)
Суровый приговор суда наградил Радищева ореолом мученика. Преследования правительства обеспечили Радищеву литературную славу, ссылка привела к тому, что обсуждать чисто литературные достоинства или недостатки его произведений стало неприличным – страдалец, а вы «стиль хромает!»
Принято считать, что Радищев обличает язвы царизма: крепостное право, рекрутскую повинность, народную нищету. На самом же деле, он негодует по самым разным поводам. Вот Радищев громит фундаментальный порок России: «Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию мертвы в законе, называться блаженным?!» Но тут же с пылом атакует обычай чистить зубы: «Не сдирают крестьянские девушки каждый день лоску зубов своих ни щетками, ни порошками». Только автор прочел отповедь цензуре («цензура сделалась нянькой рассудка»), как его внимание отвлечено французскими кушаньями, «на отраву изобретенными». Иногда в запальчивости Радищев пишет нечто уж совсем несуразное. Например, описывая прощание отца с сыном, отправляющимся в столицу на государственную службу, он восклицает: «Не захочется ли тебе сынка твоего лучше удавить, ежели отпустить в службу?» (Излюбленный мотив диссидентства: уж если плохо, то плохо всё!)
Но до сих пор наши представления о крепостном праве во многом держатся на примерах Радищева. Это из него мы черпаем страшные картины торговли людьми, от Радищева пошла традиция сравнивать русских крепостных с американскими чернокожими рабами, он же привел эпизоды чудовищного произвола помещиков.
Хотя эту книгу давно уже не читают, она сыграла эпохальную роль в русской литературе. Будучи первым мучеником-писателем, Радищев создал особое единство литературы и политики.
Присоединив к званию писателя должность трибуна, защитника всех обездоленных, Радищев основал мощную традицию, сущность которой выражают неизбежно актуальные стихи уже в ХХ веке: «Поэт в России больше, чем поэт».