Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, Боже, как их замолчать заставить!
Анна Ахматова, 1958 г.
Некоторые вещи кажутся нам естественными, как будто так было всегда, но обычно всегда есть историческая причина. Почему женщины должны были молчать?
Всё началось с библейской прародительницы, Адам первый человек - заключил договор с Богом, то есть говорил с Богом. Ева же была первым человеком, кто заговорил с Адамом, так что формально её можно считать основателем языка. Она же поддалась на уговоры змея и совершила первородный грех. Апостол Павел приказывает женщинам молчать в церкви, возлагая на них ответственность за поступок первой женщины:
Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34,35);
Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью (1Тим.2:11);
А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1Тим.2:12).
В христианской культуре женщина имела двойственную природу, она часто изображалась как аллегория искушения для мужчины и при этом как существо слабое, подверженное искушениям. Соответственно в интеллектуальной жизни женщины не могли соперничать с мужчинами, но были и те, кто не хотел мириться с таким положением дел. Самым простым способом из возможных оказалось религиозное откровение. В позднем Средневековье было канонизировано самое большое количество мистиков, в том числе монахинь и даже праведных мирянок.
Одна из самых известных - Хильдегарда Бингенская стала не только духовным авторитетом, к ней за советом обращался император Фридрих Барбаросса. Но перед тем, как получить признание и основать свою отдельную обитель, не подчинённую мужчинам, она должна была очень сильно рискнуть. Даже монахиня вызывала у богословов подозрения, ведь женщина более восприимчива не только к словам Бога, но и к искушениям Дьявола. Хильдегарда смогла убедить Папу, что её видения истинные и пользовалась своим особым положением до конца жизни. Но она не могла транслировать мысли от своего имени, поэтому она называет себя "божий сосуд".
Другая писательница Маргарита Поретанская создала религиозный трактат - "Зерцало простых душ", за который была сожжена на костре. В отличие от Хильдегарды она не была защищена монастырскими стенами, потому что странствовала по городам и деревням. Она проповедовала идеи единение души верующего с Богом, такой человек сливался с творцом. Бог непогрешим, соответственно истинно верующий тоже. Это упраздняло для него мораль, а так же посредничество церкви.
В 1306 году книгу признали еретической и сожгли, Маргарите запретили проповедовать, но это не остановило писательницу. В 1310 ей сожгли на костре, она провела в тюрьме 1,5 года и так и не дала никаких показаний. Некоторые исследователи считают, что в книге не так много смелых идей для того, чтобы сжечь автора. Возможно причиной послужило дело с Тамплиерами. В 1310 Филип Красивый ждал решение Папы о суде над Тамплиерами, но его отложили до 1311 года. Маргарита, отказывавшаяся говорить с инквизиторами и принимать присягу, была по сравнению с целым орденом совсем беззащитной. Возможно она попала под горячую руку, возможно комиссия действительно сочла её опасной еретичкой, мы уже никогда этого не узнаем. Но её книга продолжала распространяться анонимно, только недавно "Зерцало" признали пропавшим трактатом Маргариты Поретанской.