Помери Гиникен посвящается
Эта встреча произошла для меня неожиданно так, как неожиданной может может быть пестрая стайка играющей на дороге ребятни перед капотом вылетевшей из-за скалы машины. В тот вечер я быстро спускался по узкой и петляющей дороге из верховьев Шахдарьинской долины, к ночи надо было быть в Хороге, до которого еще было далеко.
С утра я поднялся вверх по Шахдарье к тому месту, где ее образуют сливающиеся реки Джавшангоз и Соктош. Именно здесь в кушанское время возникла одна из самых высоко расположенных крепостей Памира с условным наименованием Джавшангоз (Джаушангоз) запирающая долину Шахдарьи с востока, со стороны долин Гунта, Аличура и Памира. К сожалению, за двое суток до этого, я не смог со стороны верховьев Гунта преодолеть перевал Мэйсара и выйти в долину Шахдарьи по кратчайшему древнему пути. Пришлось ехать в объезд снизу.
Я торопился. Промелькнул кишлак Шошбувад с замком, а точнее укрепленным жилищем, еще несколько уже знакомых кишлаков на границе зоны земледелия. Чем ниже я спускаюсь тем теплее становится. Появившаяся вновь зелень радовала глаз, но и скрывала дорогу.
И вот через 40 минут после кишлака Шошбувад, снизив скорость в очередном кишлаке, после резкого поворота я вовремя заметил какую-то суету прямо на дороге. Машины здесь ездят редко и дорога как в любой другой деревне является местом променада, игр и общения.
В зеркало заднего вида я увидел живописную группу женщин, сидящую стайкой на скале и решил остановиться. Выйдя из машины подошел к ним и сначала на русском, а потом и на английском (он тут в ходу со времен Британской империи) спросил, можно или нет их сфотографировать. При моем приближении женщины и дети стали разбегаться, а те кто остались были не против. Даже не помню, на каком языке мы с ними договорились.
Мне с трудом удалось упросить женщин вернутся на старое место и сесть так, как они сидели до моего появления. Потом мы еще долго ждали, прячущуюся за поворотом молодую женщину и уговаривали ее присоединиться к нам. Вон она как раз с опаской выглядывает из-за поворота.
Наконец все расселись как было до моего появления на фоне традиционного памирского дома "чид" за забором из дикого камня. Дом представляет собой простейший глинобитный "кубик" с плоской крышей. Можно конечно было его сложить из камня, но в глинобитной постройке жить в этом суровом краю намного теплее. Есть ли здесь традиционная ступенчатая конструкция "чорхона" я не заметил, а на фото не видно. Дома с "чорхонами" я снимал по пути в первой половине дня, глядя на них сверху с дороги.
Вот как-то так получилось. Пока всех ждали, солнце закрыли принесенные восточным ветром облака и получилось уже не так красочно.
Помери Гиникен (Pomeri Ghiniken) - так по-шугнански будет памирские женщины. Интересно, что шугнанское слово гиникен очень созвучно древне-греческой основе - γῠναικός (женщина). Может быть и вправду тут без Александра Македонского не обошлось? В прочем я не лингвист и могу ошибаться. Еще, говорят, иногда используется слово - кахой для обозначения женщин.
Еще несколько фото в черно-белом варианте. Как будто из этнографической экспедиции столетней давности.
На этом пока все. Поздравляю памирских и не только женщин с праздником этим запоздалым репортажем.
Репортаж о поселке Рошткала с одноименной крепостью был здесь. Он вновь запрещен Дзеном для поисковых систем, так что только по ссылке отсюда.
Навигация по материалам моего Большого Средне-Азиатского путешествия здесь .
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.