Найти тему
Павел Великанов

Психология и душепопечение. Бытовая психология (и) исповеди

Психология сегодня является массовым увлечением наподобие рыбалки, тренинги личностного роста и т.д., даже на исповедь идут, как на сеанс к психоаналитику.

Я был одним из инициаторов открытия в Сретенской духовной семинарии профиля «Пастырское душепопечение и миссия в современном мире», где как раз с этого года наши студенты достаточно плотно изучают многие курсы психологической направленности, психотерапевтической, проведение тренингов входит в курс в том числе. Мы получили сильную негативную реакцию, в первую очередь, со стороны нашего православного сообщества, потому что в этом увидели модернистскую попытку подменить душепопечение психологией.

Кадр из сериала "Мессия"
Кадр из сериала "Мессия"

Я говорил, говорю и буду продолжать говорить, что это большая глупость, ни в коем случае пастырская деятельность не может быть изменена или тем более подменена установками какой-бы то ни было психологической или психотерапевтических школ. Но нельзя недооценивать опасность, которую несет с собой массовое увлечение различными психологическими исследованиями, самоисследованиями.

Посмотрите в популярную литературу! В любом журнале вы обязательно увидите статьи о границах отношений, о травматизации детей. Эти все слова, вышедшие из профессионального психологического лексикона, сегодня становятся обыденными. «Так, подождите, вы нарушаете мои личностные границы» и так далее. При том, что сами психологи в ужасе от того, насколько некорректной и насколько вредной может быть такая житейская психология.

В православной традиции есть огромный опыт работы с внутренним миром человека. Мы этот опыт используем и его осознаем, как священники, как духовники, да и просто, как христиане, когда следуем тем или иным заветам отцов. Но если быть предельно честными, мы этот опыт по сей день не вполне актуализировали, все равно мы зачастую находимся в другой системе координат, которая не вполне способна отвечать на те вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

В качестве примера: ребенок сидит часами за компьютерной игрой — с любой точки зрения это все выглядит ужасно, но я, например, не уверен, что из этого ребенка стопроцентно вырастет какой-то душевный инвалид, почему — а потому что статистика показывает, что как только в Москве стали доступны для большинства детей игры, преступность подростковая упала то ли в четыре, то ли в шесть раз, причем это прямая корреляция. Я читал статью, посвященную именно подростковой преступности, я был в шоке, они связывают это напрямую с тем, что мальчишки стали получать соответствующий требуемый ими выброс энергии не на улице где-то в подъезде, а занимаясь стрелялками, гонялками или другими играми.

Проблема нашего современного человека в том, что ракурс психологии, как таковой позволяет человеку совершенно законно залипнуть на себе самом, то есть попытаться жить не по правилу: если ты хочешь жить нормально, полноценно, ты должен учиться умирать, а попытаться жить за счет того, что я хочу жить.

Кадр из сериала "Мессия"
Кадр из сериала "Мессия"

Получается короткое замыкание на самом себе и в итоге вместо раскрытия, вместо того, чтобы двигаться навстречу источнику своего существования, источнику бытия, источнику счастья, человек начинает копаться в своих мозгах и в этих всех паттернах, во всех хитросплетениях, детских травмах и так далее, а на самом-то деле это все копание пустое...

Один из моих друзей — отец Георгий Крылов, в беседе случайно проронил фразу, которая мне очень врезалась, и по сей день она где-то меня вдохновляет, он сказал так: «Слушай, ты понимаешь, счастье, оно должно быть видимо только боковым зрением» — и в этом, мне кажется, какая-то удивительная правда.

Как только мы хотим сосредоточиться всем фокусом внимания на моем счастье и сделать мое личное счастье главным предметом всего делания финансового, душевного, духовного и так далее - счастья нам не видать .

Поэтому существуют такие виды психотерапии, как понимающая психотерапия Роджерса или нашего соотечественника, Федора Ефимовича Василюка, глубоко церковного верующего человека. Он не стеснялся в профессиональных, плотных по содержанию научных статьях в светских журналах начинать разговор о том, что Христос, как путь и истина, и жизнь, является основанием любой настоящей психотерапии. Не ожидаешь встретить такого в подобных журналах, но сталкиваешься с этим, понимая: да, психология очень разная бывает.

Его нет с нами три года, но я не сомневаюсь, что оценка и богословская и философская, осмысление его наследия еще, конечно, предстоит. Деятельность, которую он инициировал в создании Московского психолого-педагогического университета, создание понимающей психотерапии. Идея там пастырская, начиная с разрешения проблем душевного спектра, человека выводят к экзистенциальным проблемам, как раз-таки проблемам смысла его жизни, к проблемам ценности его жизни, к каким-то глубинным установкам, которые он даже неосознанно зачастую реализует и тем самым создает себе проблемы на более низких уровнях, на уровнях душевных.

-3

Когда человек приходит к священнику в 99 процентах случаев приходит не потому, что ему хорошо, ему душу распирает от радости, он хочет сказать Богу от радости одно большое человеческое спасибо, чаще всего, потому что ему невыносимо плохо и уже сходил куда только можно и результат везде никакой. Последняя надежда, последний шаг: пойду-ка я в церковь, если и здесь мне не помогут, то никто уже не поможет.

Грамотный духовник, начиная постепенно разбирать, расплетать этот сложный клубок душевных проблем, будет его аккуратно подталкивать вверх, подталкивать к тому, чтобы помочь ему наладить, восстановить свои порушенные отношения с Богом или даже неведомые отношения с Богом и в этом смысле понимающая психотерапия может оказать огромную помощь будущим пастырям для того, чтобы понять, как эту поддержку оказывать наиболее эффективно.

Они, конечно, не будут заниматься психотерапией, но они должны понимать, что в этой области, в этой ситуации священник может помочь, в этой ситуации человека надо направлять к психиатру, а в этой ситуации ему будет достаточно качественного психологического консультирования.

Апостол Павел обратился к Афинянам и сказал: «Вы, видимо, особенно набожны, потому что почитаете некоего неведомого Бога». Здесь неведомые отношения с ведомым Богом. Бывает, что человек живет вне религии, не ходит в храм, не задает себе духовные вопросы, а у него все-таки есть какие-то неведомые отношения.

Если бы этих неведомых отношений с Богом не было у нашего народа, то никакого духовного ренессанса по окончании атеистической идеологии у нас бы не было. В 90-х годах появилась не просто мода на религию, народный поток хлынул в Церковь, потому что исчезли искусственные преграды, а откуда сам ток, откуда само желание?

Огромное число людей, которых я помню еще из детства, оценивая их с сегодняшней позиции священника, могу точно сказать, что их жизнь на 90 процентов, а то и больше была жизнь христианская. Они не постились, они не ходили в храм, но это еще не исключало их из категории христиан, потому что люди любили друг друга, жертвовали своим здоровьем, своим временем, они были отзывчивы, их сердце искренне болело за других, они больше заботились о духовной пище, даже не понимая, что это духовная пища, у них была исключительная кристальная порядочность, которую не всегда можно встретить среди людей, которые декларируют себя, как церковные и православные. Именно это и стало причиной такого массового очень быстрого вхождения людей в Церковь.

-4

Причем, оказавшись в Церкви, они с удивлением обнаружили, что им не то, что надо ломать всю жизнь об колено, они увидели, что надо внести некоторые коррективы, начать пост соблюдать, исповедоваться, причащаться, но это все не было для них радикальным переустройством всей жизни, коррекция — да, но не переустройство.

Не сомневаюсь, что и сегодня мы можем увидеть людей, которые живут по-христиански и для них Христос, Он просто пока еще не опознан, как Христос. Блаженный Августин не просто так сказал, что любая душа, она по глубинному ощущению все равно хочет Христа, она жаждет Христа и наша задача, как священников, в том, чтобы помочь человеку докопаться, дойти до точки, в которой происходит великая встреча. В этой ситуации больше радости от другой стороны: мы-то думаем, что это мы копаем, на самом-то деле с той стороны тоже копают, только копают куда быстрее и интенсивнее...

Спаситель не просто так сказал: «Я пришел, чтобы имели жизнь и имели с избытком», очень красиво это звучит по-славянски: «Аз приидох да живот имут и лишше имут». Не просто ровно столько, сколько вам надо, а прямо со щедрым избытком.