Курские чиновники совместно с московским НИИ автомобильного транспорта предложили горожанам новую двухуровневую транспортную схему. Одна из её основных идей – поддерживать 1-й маршрут трамвая и убрать маршруты 2, 3 и 4, заменив их микроавтобусами. Мы проехали по всем маршрутам и поговорили с кондукторами, водителями и пассажирами. Давайте вместе узнаем, кто же пользуется рельсовым транспортом.
Единица
На хлебозаводе захожу утром в вагон. Людей немного, человек десять. Специально выбрал время не в час пик, чтобы можно было спокойно поговорить. Спрашиваю у ближайшей пенсионерки:
– Часто на трамвае ездите, удобно?
– Мы на улице 8 Марта живём, маршрутки очень редко ходят. А рядом Октябрьская, Фрунзе, там же вообще ничего нет. Да даже если б и ходили. С сумками, пакетами туда неудобно, да и тесно. А главное, там же льготные не работают. Все делают, чтобы пенсионеры никуда из дома не выходили. Льготную маршрутку никогда не дождёшься.
– И как 1-й трамвай, нормально ходит? Долго ждать приходится?
– Единичка дольше всех ходит. По полчаса и больше ждём.
– Слышали о том, что 2-й, 3-й и 4-й трамвай собираются закрыть и заменить маршрутками?
– Закрыть трамвай, вы что? Ну как их убирать, куда тогда мы пойдём, пенсионеры? 4-й маршрут нужен, там же всё КЗТЗ ездит. И до Волокно должен ходить обязательно.
В конце вагона стоит молодой парень в наушниках. Спрашиваю его мнение:
– Нет, ну надо оставлять трамвай. Хотя лично мне маршрутки не хуже, если пустить по тому же пути. Только если бабушкам… Мне нормально, всё устраивает, в технарь (техникум – прим. ред.) на нём езжу.
Подхожу к кондуктору, здороваемся:
– Утро доброе.
– Доброе. Но это для вас утро, а для меня не утро. В 3 часа подъём, в 4 нас служебный автобус собирает, в 5 уже на смене. А вы у людей спрашиваете, как часто ходит, как будто мы здесь отдыхаем!
Трамвай пошёл вниз под горку, раскачивается из стороны в сторону. Хватаюсь руками за поручень, пытаюсь не упасть. Женщина стоит крепко, качаясь в такт вагону, и умудряется бурно жестикулировать двумя руками сразу:
– Я работающий пенсионер. И живу вот в таком графике. Государство ещё и индексацию для занятых отменило, представляете? Раз мы работаем, то нам уже деньги и не нужны. Оглянитесь, мы же едем в вагонах моей молодости. Видимо, все деньги на ремонт трамвая съела наша пенсия.
– Кстати, о деньгах вопрос. Вы на маршруте план ежедневный выполняете по доходам?
– На 1-м мы должны делать 3500 рублей в будний день, по выходным меньше. И мы недобираем, нет столько пассажиров. А вот на 4-м маршруте, там план по 5000 и по 5500, и ничего, всегда закрываем с запасом. Представляете, выдумали – закрыть со 2-го по 4-й! Там целые посёлки пенсионеров, куда их бросить? И школы, детей едет больше половины вагона. По социальной карте, как же, все у нас едут.
Когда мы едем по 2-й Агрегатной, подходит ещё одна бабушка и тоже встаёт на защиту трамвая:
– Посмотрите вокруг. Здесь радиоактивная зона, пустошь. Людей мало, какая маршрутка сюда поедет? А трамвай ходит, трамвай о людях думает, а не о деньгах.
Доезжаем до конечной, разворачиваемся. Обратно трамвай пойдёт до ж.-д. вокзала. По пути водитель всегда останавливается в положенных местах, даже если там стоит всего 1 человек. Несмотря на непиковое время – 10 утра и укороченный маршрут, в вагоне всё равно было человек десять, большинство пожилые. Около вокзала ради интереса пересаживаюсь на маршрутку, она идёт в «людном» направлении – через центр и 50 лет Октября на Северо-Запад. В салоне – девять человек, только теперь бабушка всего одна. Становится ясно, кто и кого возит.
Двойка
Побывав в самом перспективном 1-м трамвае (по крайней мере, так считают специалисты НИИ автотранспорта, которые хотят ликвидировать остальные маршруты), отправляюсь смотреть другие. Начнём со 2-го номера, сажусь на Запольной, едем по Верхней Луговой в сторону Литовской. В вагоне вдвое больше людей – около 20. Подхожу к группе из нескольких бабушек, которые тихонько что-то обсуждают. Спрашиваю, знают ли про возможное закрытие трамвая? Они сразу оживают:
– Конечно, слышали! И эти туда же. И так понаставили частников, ездишь с бесполезным проездным в кармане. Хотят опять цену для маршруток поднять, вот и всё. Если менять трамвай, то только на городской транспорт, муниципальный. Нам и в центре маршруток хватает, им только и кидай деньги.
Её поддерживает соседка:
– Так я в антернете читала – сюда пазики хотят. А надо наоборот – убрать частников. Они вечером как зря ходят – не ходят, ищи-свищи. А транвай надёжно – позвонил диспетчеру и всё узнал. В диспетчерской отвечают по-человечески, не хамят, всё понимают. Там девочки хорошие – обычные люди, такие же, как мы.
Третья добавляет:
– Вот вы ерунду спрашиваете. Закроют сейчас трамвай, а кто нас потом в маршрутку пустит с тележками? А мамы с колясками с КЗТЗ, с Северо-Запада? В маршрутке не зайти, не сесть, и вдобавок все ноги оттопчут. А в трамвай заходишь – просторно, сразу человеком себя чувствуешь. И вообще, зачем менять экологию непонятно на что?
Неожиданно к обсуждению присоединяется молодая женщина:
– Вы знаете, я на Верхней Луговой живу. Есть машина, «Фольксваген». Но не пользуюсь, не вижу смысла. Трамвай полностью устраивает. А если его убрать, так тут же полно участков, куда маршрутка в принципе не пройдёт. Одна полоса и одностороннее движение, опять же. Кстати, на трамвае ещё и дешевле получается. На машине в месяц 5000 рублей улетало легко. А сейчас тысяча-полторы.
Четвёрка
Выхожу из двойки и сажусь на четвёрку. В вагоне больше двух десятков людей, время к полудню. Кондуктор рассказывает:
– Вот прошлый круг был неудачный, 37 человек всего. А сейчас за полпути уже больше. Ну это четвёрка, она каждый день норму набирает.
Узнаю у пассажиров, что они думают по поводу закрытия трамвая. На этот раз самые активные не бабушки, а женщины:
– С Заводской езжу только трамваем. В час пик очень неудобно всё остальное. А трамвай идёт, как по расписанию, никаких проблем.
– Дети учатся, 21-й лицей и другие школы, кто их ещё повезёт? И за какие деньги, если не по льготному?
– Или соседний маршрут. Если ехать от Литовской и до 2-й поликлиники, до БСМП. Кроме 2-го трамвая, туда никак не добраться.
Последняя из них говорит не о маршрутах, а о людях:
– Вы же сами понимаете... Человек, которому не нужна помощь, он на трамвай не сядет. И вот эти проездные по 300 рублей – это не для тех, у кого всё хорошо. Поэтому уничтожать трамвай – это значит бить по ним. Это просто жестоко.
А за нашей спиной обсуждение переходит в бурный спор. Два пенсионера отстаивают трамвай, другая девушка считает, что правильно его убрать:
– Лучше б маршрутки пустили. Трамвая ждать 40 минут, а маршрутки идут одна за другой. Я на Верхней Луговой живу, неудобно.
– Так на нашей Луговой они пойдут только в одну сторону! И тоже раз в 40 минут. В центре они ходят, потому что деньги стригут, а кому мы, три калеки с Луговой, нужны?
– Тогда не автобусы. Электробусы тут можно. Никто эти шпалы ремонтировать не будет, не захотят чиновники деньги тратить!
– А на электробусы, значит, не жалко будет им денег? За маршрутки платить для нас, для школьников, слишком дорого. Так те пазики гоняют, как чумовые, сплошные аварии. А трамвай по рельсам ходит.
– Да что вы всё о деньгах и о деньгах! Пенсионер – это мелкая буржуазия. У вас нет сознательности, нет взгляда на перспективу!
– Сознательности нет? А за границей, в Европе, там дураки сидят? Там уже давно на трамвай перешли, и никогда его не отменяли. И Германия, и Швеция, и Чехия. А мы только убираем. Я ни в коем случае не согласен. Трамвай сто лет ходил. И ещё триста будет ходить, если мы его не развалим!
Когда подъехали к ул. Энгельса, в вагоне людей ещё прибавилось. После этого мы на всякий случай решили проверить, как ходит 4-й маршрут (неприбыльный, хуже 1-го маршрута - так на презентации новой схемы говорили специалисты НИИ автотранспорта) по выходным дням. Наш корреспондент дежурил в 11 утра субботы на конечной остановке на ул. Малышева полтора часа. За это время прошло пять трамваев, внутри было по 20 с лишним человек.
Тройка
Тем временем пересаживаюсь на 3-й маршрут. Ещё не успел задать первый вопрос, как к нам подлетает женщина:
–Вы из газеты, да? Можете так и написать – со Звёздной уехать невозможно. И так ужас, а когда трамвай встал (из-за обледенения рельсов он не ходил 5 дней в феврале – прим. ред.) , вообще конец. Я давно и писала, и лично на приёме у губернатора была. Он обещал помочь – и ничего. Мы возмущены до предела, Суворовские переулки и Звёздная. У меня, конечно, машина есть, но это же не всегда удобно. И ладно мне с автомобилем, а дети, бабушки? Нужно, чтобы трамвай ходил вдвое чаще!
Подхожу к другим пассажирам, начинаю разговор - как они относятся к идее поменять трамвай на маршрутки? Как обычно, активно вступают бабушки:
– Ничего не ходит другого, ни автобуса, ни троллейбуса. Живём, как в ауле. Если трамвай убрать, то вообще будет не уехать, кто тех маршруток видел? У нас одна ходит, так ждать полчаса и платить по тысяче-две в месяц, уж быстрее трамвай.
– Разрушить легче, чем создать заново. Говорят, отремонтировать 30 млрд. стоит. Так заново сделать – это будет не 30, а 300! Поддерживать, поддерживать надо.
– К нам в гости, когда племянники, внуки приезжают из других городов, мы же их на трамвае катаем, как экскурсия. Им интересно – маленький поезд. Их уже мало осталось в других городах, везде разбазарили!
В разговор вклинивается другая пенсионерка:
– Почему вы всем врёте, что трамвай собираются закрывать?! Я видела, в интернете пишут – Старовойт отменил это! Закроют только 2-й трамвай. Они же там не дураки, они о народе думают. Никто не будет нормальные маршруты закрывать.
Мимо проходит еще один трамвай. В окошко фотографирую момент встречи. Из-за спины – громкий возглас:
– Ага! Фотографируете, как они встречаются. Красиво, да? А как я час стою на остановке, мёрзну, жду эту тройку, это вы не фотографируете? А мне как быть? Звонишь диспетчеру, говорит: «Трамвай сломался», а я замерзай!
Не успеваю ответить, за меня это делает женщина в очках:
– Так потому что купили те 10 штук списанных, они всё время ломаются. Ещё хуже тех, что у нас были. Лучше бы вместо тех 10 плохих купили 3 нормальных. Это они специально по телевизору сказали 30 млрд., чтобы звучало дороже. Чтобы людей убедить, что надо закрыть. На самом деле, раз в 3 года один приличный трамвай покупали бы – и всё в порядке.
В конце вагона – группа из школьников. Подхожу к ним, начинает говорить мама с ребёнком:
– А на работу и в школу как?! Мы тоже со Звёздной. Маршрутка – не вариант. А здесь мы бесплатно. Трамвай, конечно, не очень часто ходит, но мы по «Яндекс.Картам» смотрим где он – и нет проблем. А без него как дети в школу доедут?
На соседнем сиденье – пара девочек лет 12. Рассказывают:
– Да, в школу ездим, в 52-ю, в больницу. Маршрутка быстрее, но трамвай удобнее. Места больше, а главное, бесплатно.
А рядом с кондуктором сидит маленький мальчик с серьёзным лицом. Интересуюсь у него:
– Какой класс? И куда это ты один?
– 2-й класс. Мне 8 лет. Я всегда в школу один езжу, у меня 2-я смена. 40-я школа, на конечной выхожу.
Кондуктор добавляет:
– Да вы не волнуйтесь! Таких много, кто сами ездят, маленькие. Мы за ними присматриваем, понятное дело. Ребёнок в трамвае, и родителям спокойно – сел и поехал. Он никуда не свернёт, и безопасно.
Разговоры в пересменке
На обратном пути у танка вижу – трамвай сошёл с маршрута. Захожу внутрь, там сразу несколько водителей и кондукторов. Объясняют:
– Должны были смениться, но вагон встал.
– Что, вагонов мало хороших?
– Вагоны нормальные, ходят. Запчастей нет, денег на ремонт не выделяют. Были бы, и мы нормально ходили бы. Но это у нас всегда так – зимой в холода проблемы, летом всё в порядке.
– Специалисты московского института замеряли пассажиров, говорят, в трамвае мало. Это правда?
– Тогда еще карантин был, ограничения. Сейчас еще пока мало – зима, поломки. Вы знаете, что когда трамвай из-за обледенения встал, мы неделю рельсы чистили? Весь «Электротранс» взял лопаты и работал, и кондукторы, и водители, и слесари. Нам город тогда ничем не помог, всё сами. В вагонах водители ночевали, потому что по служебной инструкции вагон бросать без присмотра нельзя. А про пассажиров, так у нас большинство – это пенсионеры. Им пока льготный запретили, их нигде не было, для них 17 рублей – это дорого. А сейчас сделали (льготный стал действовать с 1 марта – прим. ред.) , и сразу пассажиров прибавилось, всё в порядке.
– А какая у обычного кондуктора зарплата, какой график?
– Нам по «минималке» платят, МРОТ минус налог. Получается 11 тысяч на руки. А смена – 12 часов, работаем 2 через 2.
– А почему не уходите, если так мало и так плохо?
– Да кому мы нужны! У всех предпенсионный возраст, если бы не реформа, уже бы пенсию получали. А главное, как уйти, как остальных девочек, как водителей оставить на маршруте? Сбежать на деньги и своих бросить?
В вагон вбегает молодая женщина-водитель, радостно перебивает:
– Вера, собирайся! Наш вагон починили, сейчас поедем. Нам 40-й подменить надо. По коням!
Быстро уходят вдвоем. Оставшаяся в вагоне кондуктор грустно добавляет:
– Эх, может, и наш поедет. Как же я не люблю с линии сходить! Сидишь, ничего не делаешь, а могли бы людей отвозить.
Мужчины не выдержат
Обратно еду на другом трамвае. В вагоне нет кондуктора, спокойный голос объявляет остановки. Спрашиваю у водителя, сколько на 3-м маршруте пассажиров, вывозят ли норму? Она отвечает:
– Норму не вывозим. Хотя сейчас увеличился пассажиропоток, как проездной открыли. Люди хотят, чтобы 3-й маршрут ходил. Пока Ольховскую не закрыли, когда пятёрка еще ходила, мы и с 5-го, и с 3-го собирали по 5000 в день, даже больше. А сейчас – 3500, и то не всегда справляемся. За прошлые рейсы могу посчитать, сегодня, например, 104 человек до 11.40 отвезли. Кстати, видите, вся отчётность у меня? Говорят, что невыгодно, когда кондуктору платить, в пазике мол водитель один обслуживает. Хотя сколько там получают кондукторы, ну да ладно. Но вот, например, я без кондуктора, ничего, спокойно справляюсь.
– А какой график, у вас тоже в пять начинается смена?
– Да, встаю в три, в половине четвёртого. Полчаса пешком до депо, я живу недалеко. И в пять выезд.
– А почему среди водителей почти все женщины?
– Я думаю, мужчины просто не выдерживают. Уходят. Тяжело. Нас в группе было 30 человек, училась в 90-х, а сейчас осталось на маршрутах трое. Никто из мужиков не пойдёт работать смены по 8, по 12 часов, когда можно просто собирать деньги по вечерам в пазике. А у нас зарплаты 15 тысяч. Чтобы заработать 20, нужно в месяц 180 часов на линии отпахать.
– Зачем вообще люди работают за такие деньги?
– У нас уже фанатизм своего рода. Или адреналин, смотря как назвать. Бешеный ритм, работа и расписание по минутам. И ответственность, дисциплина, ты отвечаешь за всех. Куда я пойду на пазик, в пробках стоять, как их сравнить? Трамвай – красавец, чудо-техника! Корабль по рельсам ходит. И водитель его чувствует, как родного.
– А слышали, что закрывают?..
– Они хотят трамвай уничтожать, представляете? Это теперь боль всего города будет! У нас же все профессионалы, самые опытные водители. По 25, 30, 40 лет люди на трамвае работают. Мы же всех пассажиров в лицо знаем, кто часто ездит. Бывает, бабушка опаздывает, думаешь, как бы не случилось чего, люди всё-таки пожилые…
Источник: "Курские известия"
Виктор Силаков