Хочу посидеть на лавочке, поговорить о прививках – о прививках вообще и о прививках от ковид19 в частности. На дилетантском уровне – не ждите от меня никаких глубоких научных откровений – я не имею никакого отношения к офигенно сложной науке иммунология – так, в рамках институтского курса тридцать лет назад кое-что почитала в объёме «сдать зачёт», а потом эта самая иммунология все двадцать лет развивалась, а я занималась совсем другим делом.
А то тут, в сети, меня уж упрекали, что я, врач, и не знаю состава вакцин и историю их применения, как будто каждый врач должен знать в медицине прямо всё – вы себе масштаб этого «всё» представляете? То, что мне полагается по работе знать, я знаю. Но всё-таки читать гугл, имея какое-никакое медицинское образование, получается немножко по-другому, чем основательно забыв курс биологии восьмилетней школы – а это уровень некоторых комментаторов, увы.
Итак, что такое прививка вообще? Все, даже после школьного курса, знают, что если человек переболел какой-то инфекционной бякой, то восприимчивость к ней у него, как правило, снижается, и в последующем он ею болеть в ближайшее время, скорее всего, не будет, а если будет, бабушки на лавочке – и те скажут: «эх, совсем у парня иммунитет плохой». Для каких-то инфекций это время – сезон, год, для каких-то – пять лет, десять. А то и вся жизнь. Так почему человек, однажды чем-то переболев, больше этим не болеет ( а другим – пожалуйста)? Всё дело в специфическом иммунитете. У нас в организме ведь есть и специфический, и неспецифический иммунитет. И вот тот, который мы тренируем, дыша свежем воздухом, обливаясь холодной водой по утрам и тягая гири на побережье Чёрного моря – неспецифический. Проще говоря, общая способность организма дать отпор болезнетворным агентам любого вида, буде им захочется разгуляться в нашем теле. И не только инфекциям – ещё и ядам, клеточным мутациям, вредным физическим воздействиям и т.д., и т.п.
И будь у нас всех этот иммунитет на высоте, было бы очень неплохо. Но – увы – кроме врождённых особенностей, существуют и другие факторы, ослабляющие эту защиту: возраст, внутренние болезни, переохлаждение, перегревание, поедание всякой дряни ( и попивание – тоже), стрессы и т.п.
Но существует ещё и специфический иммунитет – специальная система распознавания и прицельного уничтожения конкретного агента. Но для того, чтобы эта система заработала, организму нужно понять, «кого бить». На это знакомство нужно время. А инфекционные агенты, которые внедряются в организм, ещё не успевший с ними познакомиться, пользуясь тем, что не распознаны, вредят. Тут уж кто кого.
Вот таким «незнакомцем» для людей оказался и ковид – одна из форм коронавируса, ранее не появлявшаяся в обществе. Хотя его сотоварищи уже творили гадости в своё время – энтероколиты у детей, атипичные пневмонии у взрослых, такие, возможно, знакомые вам, синдромы, как ТОРС и SARS. Вот и явилась миру ещё одна: ковид-пневмония, даже вернее сказать, ковид-пневмонит, потому что основная проблема не внутри альвеол, а в их стенках. Откуда она взялась? Не знаю. Возможно, просто победила в конкурентной борьбе. Мы столько лет боролись с сезонным гриппом, создавая у населения иммунную прослойку, то есть, группу людей, способных подавлять грипп « на подлёте», что существенно подавили его. Но свято место пусто не бывает – получите новую «радость» вместо старой.
Да, о пандемии речь идти пока что не могла – слишком мало заболевших, не чума, целые города выкашивающая. Но люди испугались – они уже давно не сталкивались с таким массовым тяжёлым инфекционным заболеванием – со времён знаменитой «испанки», пожалуй. Да ещё так быстро распространившимся на территорию всех стран, да ещё, как все порядочные вирусы, не особо поддающимся лечению.
Дело в том, что вирус уязвить довольно трудно – ДНК ( или РНК), да оболочка, с помощью которой он проникает в клетку. Его и живым-то назвать можно с натяжкой – а вы помните «Игру престолов» и девиз "железнорождённых" ? - «Что мертво, умереть не может». Он, вирус, парень аскетичный. Не нужны ему ни ядро, ни цитоплазма, ни митохондрии – всё это он одалживает у клетки для производства в ней себе подобных, а стало быть попытаться воздействовать на всё это, как мы обходимся с другими микробами, значит, воздействовать на собственные клетки. Трудно найти вещество, которое вирусу будет во вред, а организму на пользу. Но находят всё-таки, противовирусные препараты появляются. А вот для коронавируса пока не нашли.
Теперь о вакцинах – что они такое и как они работают – опять же, примитивно, «на пальцах». В организм попросту засылается микроб, то есть имитируется заболевание – мы же помним, что при заболевании иммунная система обучается. Но чтобы человек при этом не болел, микроб каким-либо образом ослабляют – либо растят в дурных условиях, либо переохлаждают, либо перегревают, либо пересаживают со среды на среду по многу раз – короче, всеми силами подрывают его, микробный «иммунитет» - ну, то есть, как раз не иммунитет – это шутка – а способность к агрессии. При этом получается живая ослабленная вакцина. А если вакцинируемый тоже ослабленный? Опять выходит кто-кого.
Тогда учёные придумали вводить в организм не живого возбудителя, а убитого – иммунитету ведь для обучения в значительной степени всё равно, живой антиген или нет. Его дело познакомиться и научиться нейтрализовать. Однако, оказалось, что не совсем всё равно, и эффективность убитых вакцин ниже, чем живых – отсюда, кстати, я думаю разговоры о разнице вакцинального иммунитета и постконтактного.
Тем не менее, с бактериями это работает. А с вирусами как? Вирус-то ведь нужно запихать в клетку, чтобы имитировать заражение и научить иммунитет бороться. Пытались запускать в организм живые ослабленные вирусы (например, вирус кори, полиомиелита), пытались готовить неживые смеси из антигенов и придавать им общий вид вируса, пытались синтезировать антигены, похожие на антигены вируса, но созданные искусственно ( да, сразу попрошу не путать гены и антигены; гены – части молекулы ДНК, антигены – белки или пептиды).
Разумеется, огромным подспорьем в этом деле оказалась генная инженерия. Можно ведь взять молекулу ДНК вируса, изучить её, убрать все гены, обеспечивающие вирусу его вредную сущность, и оставить те, которые вызовут образование антител. Такой ген-модифицированный вирус болезнь вызвать уже не сможет, а иммунный ответ – пожалуйста. А чтобы этот ген-модифицированный вирус и вёл себя, как вирус, учёные вырастили специальную культуру вирусов-носителей, ДНК которой хорошо изучено. Такой культурой стала культура аденовируса, выращенная на эмбриональных клетках некогда абортированного плода человека. Аденовирус – парень знакомый, учёные знают уже, как его кастрировать, запретив размножение, и что на что заменить, чтобы этот не особо вредный парнишка надел маску коронавируса и пошёл обучать иммунитет, кого бить. Будучи кастрированным, размножаться он не может, так что болезнь не вызовет, но он жив и ведёт себя, как живой, вызывая хороший иммунный ответ – на свою коронавирусную «маску». Вот это и есть векторная вакцина. Да, новое слово в вакцинации, но сам метод вроде бы ничего ужасного в себе не несёт. Вектор проникает в клетку, запускает синтез белков коронавируса с соответствующего гена, а иммунитет учится их распознавать и уничтожать зараженную клетку. Таким образом, когда через какое-то время коронавирус пожалует сам, его вышибут из занятой квартиры, не успеет он ещё размножиться.
В чём проблема? Во-первых в том, что к аденовирусу уже может быть иммунитет – все мы им , скорее всего, когда-то болели. И тогда как бы этот иммунитет не прикончил хорошего парня-вектор ещё до того, как он успеет сделать своё дело. Поэтому вакцину вводят двукратно, используя разные серотипы аденовируса – хоть один, да сработает. Второй момент: формирование иммунитета на сам вектор. Тогда, возможно, при ревакцинации мы уже не получим того эффекта, который хотели бы получить. Третий: коронавирус мутирует – и иммунитет его опять «не узнает», но тут уже всё будет зависеть от радикальности мутации.
В чём нет проблемы? В том, что ген-модифицированный вирус ген-модифицирует организм. Гены вируса не могут встроиться в геном человека. Не умеют. У них, как говорится, своя кухня, у нас – своя. Как не встраивается в наш геном и ген-модифицированный помидор, да и не ген-модифицированный помидор тоже не встраивается. Это ерунда. Это то же самое, что скрещивать, например, корову с лошадью. Не получится тяни-толкая. Вообще ничего не получится. Это невозможно. Просто вирусный ген позаимствует у клетки стройматериал на свои хотелки, а потом клетка, увы, всё равно погибнет, как и при всяком вирусном процессе. И будет съедена своими же макрофагами во имя формирования будущей защиты. Ничего не поделаешь. Так это работает. И при болезни, и при вакцинации.
В чём ещё нет проблемы? В следах эмбриональных клеток в вакцинах. В конце концов, мы сами – содержим следы эмбриональных клеток, если разобраться, наши дети содержат – следы эмбриональных клеток, а куриные эмбрионы, например, мы едим на завтрак и нахваливаем. А за некоторые рыбные ещё и офигенные деньги платим. Кстати, рыба содержит мертиолят, и побольше, чем вакцина, да мы и сами содержим, а наша каша, сваренная в алюминиевой кастрюле – следы алюминия. А наша косметика – соединения формалина ( это к вопросу о страшных ядах, содержащихся в вакцинах). А с похмелья мы столько содержим этих самых соединений формалина, между прочим, что на вакцины для всего Китая хватило бы.
Остаётся главная неприятность: аллергия. Вот тут я пас. Предугадать практически невозможно, приходится рисковать.
Наверное, вы из статьи поняли, что я – сторонник вакцинации. Да, не буду отпираться, меня так учили, я делаю прививки, мои дети тоже привиты по календарю. Стал ли наш специфический иммунитет лучше? Думаю , да. Когда я сдавала кровь на антитела к кори, ответ был достаточным, чтобы не заболеть. Стал ли наш неспецифический иммунитет хуже? Честно говоря, не знаю. Сравнить ребёнка, не привитого ничем, с ребёнком, привитым всем, можно бы было только изобретя машину времени. Во всех остальных случаях это - разные дети. на иммунитет которых кроме прививок, влияет дофига всего. Статистические исследования проводились и, вроде бы, в пользу вакцинации, но тут я даже копья ломать не стану. Если у антипрививочников есть резоны, не надо прививаться, но и чушь говорить про то, что вакцины вызывают превращение человека в обезьяну, что пневмококк – это тот же ковид, только мутировавший, что от прививки, не содержащей вируса ковид, можно заболеть ковид, не надо. Это попросту враньё.