Есть мультфильмы, которые трогают душу и становятся культовыми, а есть «Райя и последний дракон» — колоритная, но до боли типичная для «нового» Disney семейная сказка, отсылающая к культуре стран Юго-Восточной Азии.
Рассказываю, чем мультфильм хорош — и почему при всех своих достоинствах не вызывает ту бурю эмоций, которую от него ожидаешь.
Поддержи лайком и ПОДПИСЫВАЙСЯ на канал, чтобы не пропустить интересные новости и статьи! Следи за лентой в Instagram, там тоже много интересного!
Первое впечатление
Новое творение Disney не отступает от традиций студии, завязка получилась интригующая и эпичная — бесстрашная дочь правителя Райя отправляется на поиски легендарного Последнего дракона, чтобы объединить разрозненные земли некогда процветавшего королевства Кумандра и спасти его жителей от древнего зла.
История «Райи и последнего дракона» сначала напоминает экранизацию древней китайской легенды, но быстро скатывается до банальностей — уже на первой трети мультфильма понятно, чем все закончится (чу, это все же детский мультик — но на фоне твистов из «Холодного сердца» и «Зверополиса» как-то совсем слабо).
В мультфильме не хватило эмоций и драматизма, в чем виноваты деревянные, а в отдельных случаях откровенно бесючие персонажи — кто смотрел, тот поймет. А кто не смотрел — будьте готовы!
Азиатский колорит
Вот за что можно похвалить авторов «Райя и последний дракон», так это за визуальное оформление. Волшебный мир мультфильма напоминает калейдоскоп из народностей — сказочное королевство Кумандра объединило культуры Китая, Малайзии, Вьетнама и других азиатских стран. Все сделано красиво и в соответствующей стилистике — не придерешься.
Не подвела и музыка — на фоне эмоциональной аранжировки проскальзывает современный бит и традиционные азиатские мотивы. Вкупе с колоритными пейзажами все более чем достойно. К слову, «Райя...» отошла от музыкальных традиций Disney — герои мультфильма не поют и не пляшут, но может это и к лучшему.
Сильные принцессы
Героини Disney с каждым новым мультфильмом становятся все более независимыми — не обошлось без женской эмансипации и в этот раз.
Принцессу Райю лишили принца, сделали сильной, недоверчивой и одинокой — но в мультфильме еще много кто может составить ей конкуренцию. Тот же Последний дракон обзавелся женской озвучкой и подвел глаза стрелками, а главная антагонист(ка) выбрила виски и купила абонемент в качалку.
Драконы тут лишние
Синегривая драконица Сису-Дату, которую так любят сравнивать с Эльзой из «Холодного сердца» — это удар под дых всей азиатской культуре. Кому только в голову пришло сделать из величественного древнего существа плохую пародию на чокнутую подружку — это же полный провал.
На минуточку, водяные драконы — это символ добра и один из столпов культуры Азии. Китайцы вообще на полном серьезе называют себя «детьми дракона».
В мультфильме Последний дракон должен был олицетворять последнюю надежду на добро в умирающем мире, погрязшем в раздоре — но нет, вместо этого роль Сису свели к плоским шуткам и красивому мельканию в кадре. Обидно? Да. Критично? Не очень — что ни говори, персонаж все-таки получился миловидный.
Доверяй, не проверяй
Одна из главных тем, которые затрагивает «Райя и последний дракон» — доверие. Мультфильм учит больше доверять друг другу и не терять веру в людей, даже если в какой-то момент это доверие не оправдывается. Мораль, на мой взгляд, правильная — в современном мире, где человек человеку волк, доверия действительно не хватает.
Другое дело, что мультфильм учит СЛЕПОМУ доверию. Он не дает ответ, кому доверять стоит, а кого лучше обходить стороной — герои раз за разом наступают на одни и те же грабли, пока, наконец, не повезет. И вот тут либо я что-то недопонял, либо авторы все-таки немного просчитались и не смогли донести свою мысль — но тут уж каждый при своем мнении.
Резюме
В итоге «Райя и последний дракон» оказался мультфильмом, который вроде и плохим не назовешь, но и на шедевр он явно не тянет. Он красивый и в меру интересный, в нем много шуток для маленьких детей, за которые обычно краснеют взрослые — а большего от него и не требуется.