Лизинг уже успел стать неотъемлемой частью финансового мира, но так было далеко не всегда. Когда появилась эта услуга и как она повлияла на экономику? Выясним прямо сейчас.
Истоки
По мнению историков и экономистов, первые сделки, отдаленно напоминающие лизинг, совершались в древнем государстве Шумер еще задолго до нашей эры. Английские ученые обнаружили правила, регулирующие лизинговые отношения, в законах Хаммурапи, которые были созданы в 1750-х годах до н.э. А фраза Аристотеля «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности» из трактата «Риторика», датированного 350 годом до н.э., до сих пор является основополагающим принципом лизинговой деятельности. Конечно же, рассмотренные факты являются скорее прототипами лизинга, чем его реальным воплощением.
Становление
Лизинг в его современном понимании появился пару веков назад на фоне развития промышленности и железнодорожного транспорта. Постоянный рост требовал все большего количества станков и оборудования, локомотивов и вагонов, которые становились слишком дорогими для покупки, а использовать их требовалось некое определенное время, а не все, в течение которого они могли выполнять свои функции.
Заметив, что аренда оборудования и транспорта расширяет возможности и минимизирует риски, наиболее дальновидные предприниматели стали создавать компании, единственной целью которых было предоставление услуг, которые сегодня обозначают понятием лизинг.
Отцом современной лизинговой индустрии считается американец Генри Шонфельд, в 1952 году основавший компанию United States Leasing Corporation, которая и сейчас является одним из лидеров западного рынка. Уже через два года фирма со стартовым капиталом в $20 тыс. сдавала в лизинг объекты общей стоимостью более $3 млн. Ее успехом вдохновились другие компании, и вскоре американский рынок лизинговых услуг стал бурно развиваться, а сам лизинг стал одним из основных видов финансового предпринимательства.
В начале 60-х годов американские лизинговые компании захватили европейский рынок, еще через десятилетие услуга завоевала популярность в Азии, Африке и Южной Америке, а в 80-е годы и вовсе стала привычным явлением практически во всем мире, но не в СССР: лизинг наряду с частной собственностью не вписывался в принципы коммунизма и едва ли подходил для хозяйства страны с плановой экономикой.
Одним из немногих фактов участия СССР в лизинговых сделках стал ленд-лиз – программа, по которой во время второй мировой войны США поставляли своим союзникам оружие, технику, медицинское оборудование и продовольствие. Однако такой формат получения капитала в стране не прижился и полвека после окончания войны практически не использовался.
Укрепление позиций
После распада Советского Союза и перехода к рыночной экономике государство обратило внимание на лизинг как на способ стимулирования экономического роста и приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. Более того, в условиях свободного рынка лизинг стал необходим бурно развивающемуся тогда бизнесу. Поэтому в начале 90-х стали появляться первые фирмы, оказывающие такие услуги, и уже в 1994 году 15 лизинговых компаний учредили ассоциацию «Рослизинг», которая существует до сих пор и на данный момент включает более 80 организаций.
На фоне увеличения количества лизинговых компаний с 1993 года наблюдался постепенный рост объемов лизинговой деятельности. В 1998 году законодатели страны разработали и приняли официальный документ, регламентирующий правовые особенности лизинга в России - Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 N 164-ФЗ. С различными изменениями текст закона действует до сих пор.
Экономический кризис 1998 года негативно сказался на отрасли. Прежде всего он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, из-за чего многие лизинговые компании были вынуждены приостановить свою деятельность.
Интересно, что кризис в то же время побудил предпринимателей обратиться к лизингу как к альтернативному пути получения активов, приобретение которых стало невозможным из-за тяжелой экономической ситуации. Это дало толчок для развития, и уже в течение следующего года лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили более 300 компаний – отрасль выросла в 1,5 раза.
Необходимо также отметить, что даже во времена нестабильности лизинговая индустрия в России характеризовалась высоким уровнем прозрачности. Первоначально за ее обеспечение отвечало Положение о лицензировании лизинговой деятельности (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167), где были сформулированы правила доступа на рынок лизинговых услуг и определены критерии, которыми должны обладать компании при работе в этой сфере. Впоследствии (а именно в 2002 году), когда рынок лизинга окончательно укрепил за собой репутацию одного из самых цивилизованных, обязательная процедура получения лицензии была отменена. Целью этого шага стало стимулирование развития малого и среднего бизнеса, а также снижение рисков для юридических и физических лиц, пользующихся подобного рода услугами.
4 из 5 ныне действующих крупных лизинговых фирм были зарегистрированы уже после кризиса, и ВТБ Лизинг – не исключение. Компания была основана в 2002 году и за это время успела стать крупнейшим лизингодателем на российском рынке, заняв ключевые позиции в сегментах лизинга железнодорожной и строительной техники, морских судов и авиатехники, пассажирского транспорта и оборудования для добычи и переработки нефти.
Значение
Дальнейший рост российской экономики только укреплял позиции лизинга, который, являясь механизмом альтернативного финансирования предприятий (в первую очередь малых и средних), обладает значительным потенциалом для решения стратегических экономических задач. Получается, мы видим прямую зависимость состояния финансового сектора от уровня развития лизинговых услуг, и наоборот.
Узнать, чем может быть полезен лизинг именно вашему бизнесу, можно на сайте https://vtb-leasing.ru/ или по номеру 8-800-551-19-18. Ведущие эксперты отрасли с удовольствием ответят на ваши вопросы.