Интернет — переполненная чаша плагиата и неуважения к чужой интеллектуальной собственности. Во Всемирной сети долгое время царила вседозволенность: опьяненные доступом к ценной информации пользователи все как один становились пиратами. Однако сейчас интернет «уже не тот, что раньше». Для олдов он перестал быть уютным гиковым миром. В нём начала формироваться культура бережного отношения к творчеству и продуктам его труда. Кино, музыка и литература в сети все чаще приносят авторам доход, пропорционально пользовательскому вниманию. Не последнюю роль в становлении рынка онлайн-стриминга музыки внёс известный сервис Spotify. Однажды эти безумцы решили, что слушать музыку можно на законных основаниях и распространили столь дикую идею на весь мир.
Компания Spotify существует с 2006 года. Однако на протяжении почти всего срока существования, кроме последних двух лет, сервис был убыточным, а обслуживание и поддержка работоспособности приложения целиком и полностью зависели от вливаний инвесторов. Лишь к середине 2018-го шведскому «музыкальному интернет-храму» удалось выйти на стабильную прибыль с подписок.
На самом деле убыточность Spotify на протяжении многих лет не означала экстремально низкую популярность. Интернет-сервис потокового аудио едва сводил концы с концами из-за авторских отчислений. Вся музыка в Spotify доступна для прослушивания на легальных основаниях. Для обеспечения этой возможности компании необходимо заключать и пересматривать огромное количество договоров с представителями различных музыкантов. К счастью, крупных артистов представляют не менее крупные агенты и звукозаписывающие компании, с которыми у Spotify подписаны контракты, не подразумевающие отдельных подписей от каждого исполнителя. В ином случае каталог песен вряд ли был широким.
Самый крупный музыкальный рынок в мире по статистике — это США. Многие знают, что в этой стране музыкальным балом правит Apple и её iTunes. Компания Джобса известна своей ревностью и желанием создать монополию (что в каком-то плане именно в США ей удается). До 2011 года Apple всячески препятствовала появлению дерзких спотифаевцев на территории страны. Точно неизвестно, какими именно способами это достигалось, но предположить нетрудно: наверняка некоторые звукозаписывающие компании могли бы лишиться контрактов с ценными партнерами. Впоследствии Spotify все же пришла на крупнейший рынок и отхватила часть внимания меломанов, хотя iTunes установлен на большом количестве устройств и по сей день.
Шутка в том, что легальность Spotify изначально была построена на… кристально чистом пиратстве. Первые версии потокового сервиса демонстрировались с помощью музыки, скачанной с «The Pirate Bay» — крупнейшего торрент-трекера. В целом, пиратство и стало решающим аргументом в пользу подписания звукозаписывающими студиями соглашений со Spotify на легальное воспроизведение треков: им было нечего терять, музыку крали (и продолжают красть) практически безнаказанно в большинстве стран мира.
К 2021 году в Spotify размещены около 50 млн треков. Это на 10 млн меньше, чем в iTunes, но на такое же количество композиций больше, чем в YouTube Music. Экзотические треки и эксклюзивные композиции найти в Spotify довольно трудно из-за политики компании и правил по легальному контенту. Заключить контракт с крупными звукозаписывающими студиями и распространять мировые хиты довольно легко, а камерное искусство появляется в таких каталогах неохотно. Возможно, это будет исправлено — в конце концов небольшие исполнители сами должны быть заинтересованы в широком распространении куда больше, чем площадки. Ведь вряд ли массовый слушатель целенаправленно идет слушать легенду сцены уездного города «П» в Spotify.
По статистике 2020 года, в Spotify музыку слушают 286 миллионов активных пользователей в месяц, из которых 130 миллионов из них являются подписчиками Spotify Premium. Среднее время прослушивания в месяц составляет 25 часов. Интересный факт: 19 января 2021 года рэпер Дрейк побил мировой рекорд по числу прослушиваний на Spotify. Суммарно он набрал 50 млрд прослушиваний — 35,7 млрд его собственных треков и еще 14,3 млрд на фитах.
Да, вопреки распространенному мнению, Spotify можно слушать бесплатно. Есть лишь ряд ограничений: иногда между песнями будут появляться рекламные вставки, музыка доступна только в онлайне, а треки в плейлисте воспроизводятся в случайном порядке и пропускать их можно только несколько раз в день. Премиум-подписка снимает эти ограничения. В России она стоит 169 рублей в месяц, а в США — $9.99.
Одна из самых важных технологий для меломанов появилась в Spotify в конце 2012 года. Сервис начал не только предоставлять возможность прослушать конкретный трек, за которым пользователь пришел, но и предлагать похожие композиции. Для людей, которые любят музыку и всегда не прочь послушать что-то новое, это было глотком свежего воздуха.
К 2021 году алгоритмы рекомендаций, естественно, вышли на космический уровень. Музыку вам рекомендуют не только по жанрам и исполнителям, но и по предпочтениям других пользователей, собирая статистику о пропущенных треках, о лайках и рекомендациях, количеству повторных прослушиваний и многому другому. Безусловно, теперь уже каждый сервис имеет подобную функцию, стараясь удержать пользователя.
А теперь о минусах. В российской версии, например, отсутствуют тексты песен и их переводы. Возможно, некоторым пользователям не важно знать, о чем поется в той или иной композиции на иностранном языке, но эта информация не была бы лишней. Многие могут отметить: «просто выучи английский», но это не поможет при прослушивании K-pop, французского шансона, немецкого хэви-метала и финских заводных мелодий.
Также в Spotify не слишком удобно слушать одного конкретного исполнителя. Редко когда у тебя есть доступ к полному плейлисту всех альбомов, обычно подборки все же предоставляют доступ к разнообразному контенту. Например, если ты любишь только Эда Ширана и не готов к экспериментам в музыке, то скорее всего сервис выдаст тебе набор из самых популярных треков исполнителя. Для обнаружения фанатского контента, уникальных записей с необычной обработкой или ранних треков, придется попотеть и обыскать потаенные уголки платформы.
Слоган Spotify — «Услышать весь мир». Как насчет боевых кличей армий Азерота? Или звуков труб Эльморедена? Мелодий Heroes of Might and Magic, джинглов Super Mario или гармоник Skyrim — ведь геймеры не ограничиваются лишь одним миром. Ловите подборку потрясающих саундтреков из игр, которые все мы знаем и любим. Вдохновляйтесь!