Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Я довольно часто заглядываю на новостные ресурсы по теме железнодорожного транспорта и порой бывает так, что утро начинается с очередного схода грузового состава.
В этой статье я разберу основную причину, по которой происходят аварии на грузовом движении, а также поговорим о том, какие меры принимает оператор перевозок в лице ОАО «РЖД» для их предотвращения.
Самая частая причина - излом боковой рамы тележки
Большие проблемы с тележками грузовых вагонов начались ещё в 2001 году, а в 2010 году достигли своего пика. Наиболее распространены такие случаи в «холодных» и грузонапряжённых районах нашей страны. С 2001 по 2013 год было зафиксировано 145 случаев излома.
Поговорим немного про саму тележку и где именно происходит излом. Для примера возьмем тележку модели 18-100. На картинке показаны её основные детали, нас как раз интересует боковая рама.
Сама же боковая рама выглядит следующим образом:
Боковая рама объединяет надрессорную балку, рессорное подвешивание и колёсные пары с буксами в единое целое - тележку. На раму приходится значительная часть динамических нагрузок во время движения состава.
При превышении нагрузок может произойти излом в, так называемом, «опасном сечении»:
Больше всего изломов боковой рамы происходят в зимнее время года в наиболее холодных регионах нашей страны. Это связано с изменением свойств стали при различных температурах. В реальных условиях, излом боковой рамы выглядит следующим образом:
Основная причина, по которой это происходит - дефекты литья, а также усталостные трещины, которые возникают при непосредственной эксплуатации подвижного состава.
Разумеется, перед каждым рейсом состав осматривается, но как вы сами понимаете, невозможно досконально досмотреть все тележки с каждой стороны за заданное время. Тем более, что трещины зачастую расположены в труднодоступных местах, а значит, что их выявление - трудное задача.
Также следует отметить, что очень распространена практика незаконного продления срока эксплуатации, когда вместо надлежащего осмотра и ремонта просто по документам перебивается срок эксплуатации.
В СССР данная проблема тоже была известна, но происходила она по причине банального перегруза составов. А в наше время это происходит из-за некачественного производства самих рам.
Хотя потихоньку эта проблема уходит в прошлое, заводы-изготовители усовершенствовали технологию литья, а также были разработаны новые модели грузовых тележек. Особенно своим качеством выделяется УралВагонЗавод (УВЗ).
Как РЖД борется с изломами?
Изначально, когда проблема излома боковой рамы тележки и последующий сход состава с рельс встала остро, в РЖД придумали поощрения для осмотрщиков вагонов: за каждый найденный дефект полагалась небольшая премия.
Полностью искоренить изломы, конечно же, такими мерами не удалось, но если взглянуть на статистику, то в период с 2009 по 2013 год было выявлено более 35.000 дефектов рам тележек.
Как я уже написал выше, технология производства боковых рам была усовершенствована, однако по стране всё ещё ездят сотни тысяч грузовых вагонов, у которых боковые рамы тележек были произведены ещё в 90х годах.
Радует то, что РЖД в целом весьма стремительно обновляют или модернизируют вагонный парк, поэтому стоит надеяться, что в скором времени проблема с изломами боковых рам тележек грузовых вагонов будет искоренена.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
• В чем проблема метро Санкт-Петербурга: сложные грунты или недостаток финансирования?
• Вот что бывает, если класть монетки на железнодорожные пути. Может ли поезд сойти с рельс?
• Почему женщинам не нужно работать в качестве машинистов на железной дороге. Только факты.