Здравствуйте!
Сегодня я хочу вернуться к творчеству испанского писателя Артуро Переса-Реверете, к которому, должен признаться, питаю определенную слабость. Ну нравится мне, как дон Артуро пишет.
Большинство его произведений в своей основе выстроены как детективы, со всей полагающейся жанру атрибутикой — загадочные преступления, их постепенное расследование, в котором, как и положено, читатель, если он достаточно внимателен и сообразителен, на полшага опережает догадки главного героя, и неожиданный (в меру той самой догадливости читателя, конечно) финал.
Не исключение и роман «Клуб Дюма, или тень Ришелье». Дон Артуро снова, как и в «Фламандской доске», обращается к теме антиквариата и старинного искусства, с небольшим изменением — на этот раз речь идет не о старинных живописных шедеврах, а о редких старинных книгах и рукописях.
Что меня всегда подкупает в творчестве Переса-Реверте — это, насколько он тщательно собирает и прорабатывает материал для каждой из своих книг. Наверное, сказывается солидный опыт работы журналистом, ну и без какой-то свойственной характеру педантичности, думаю, не обошлось. В любом случае, Перес-Реверте всегда настолько здорово работает с историческим и фактографическим материалом, что в его книгах вымысел буквально срастается с подлинной историей, и чтобы отделить одно от другого, вам придется изрядно полазить по справочникам и энциклопедиям. Другой вопрос — а стоит ли это делать и зачем?
Вот и в романе загадочная книга вымышленного книгопечатника и черного мага Аристида Торкьи «Девять врат в царство теней» вполне себе уживается с множеством реально существующих старинных манускриптов по демонологии и оккультизму. Искусно вплетенная в повествование история взаимоотношений Дюма-отца с его многочисленными литературными рабами, друзьями и недругами, заодно с историями реальных прототипов легендарных мушкетеров лишь добавляет книге реалистичности (ну и интриги, конечно). Собственно, это можно отнести вообще ко всей книге. Автор самым причудливым образом сплетает в ней художественный вымысел и реальные факты и людей. К примеру, один из персонажей — баронесса фон Унгерн, владелица большой оккультной библиотеки, вымышленная вдова реального человека — барона Унгерна, и одновременно — литературная ипостась Елены Блаватской (баронесса сама успешно издает оккультные книги собственного сочинения). Как по мне, Перес-Реверте владеет искусством постмодернистской литературной игры не хуже, чем великий Умберто Эко.
Сюжет книги закручивается вокруг «книжного детектива», специалиста по поиску редких книг Лукаса Корсо, нанятого богатым библиофилом для «сравнения» уцелевших после сожжения вместе с автором трех экземпляров тех самых «Девятых врат» несчастного Торкьи. Как понятно из названия, все это оказывается тесно связано с творческим наследием Дюма, да и сам роман в определенной степени стилизован под популярные в девятнадцатом веке «романы плаща и шпаги», да еще для пущей интриги в повествование вплетена сюжетная линия, от которой отчетливо тянет мистикой и самой натуральной чертовщиной — книга оказывается не просто литературным произведением, а настоящими вратами в Ад, а иллюстрации в ней принадлежат перу самого Дьявола. Однако, поскольку книга все-таки детективная, на этом я остановлюсь, чтобы не портить впечатление тем, кто еще не читал. Читайте и не пожалеете!
Говоря о книге, я должен обязательно упомянуть и о ее экранизации, хотя бы потому, что это редкий случай: режиссеру удалось снять по-настоящему хороший фильм и не испоганить исходное произведение. Фильм «Девятые врата» был снят Романом Полански и вышел в 1999 году. Несмотря на то, что в нем сделан откровенный упор на мистическую составляющую, а линия с Дюма и вовсе отсутствует, фильм получился отличный — не в последнюю очередь, конечно, благодаря актерской работе Джонни Деппа, сыгравшего Лукаса Корсо. Рекомендую полный комплект, причем в любой последовательности (в моем случае фильм я видел намного раньше, но это ничуть не убавило удовольствия от прочтения книги).
Читайте также другую рецензию на творчество Переса-Реверте:
"Фламандская доска" - коктейль из истории, шахмат и детектива