Узкоколейка Рязань – Владимир или Мещерская магистраль начала действовать на рубеже 20 века. В 30х-50х годах был пик развития магистрали, каждый день сотни пассажиров спешили кто в лесной край, а кто в город, грузовые составы возили торф, лес, вату, канаты и веревки, деготь и лен.
К сожалению, век УЖД оказался коротким – буквально век, и на сегодняшний день от пути практически ничего не осталось, кроме памяти, редких фотографий и поэтических описаний Паустовского, который не раз путешествовал по «самой неторопливой дороге в союзе».
Попробуем и мы совершить виртуальную экскурсию по маршруту узкоколейки от Рязани до Тумы.
Чтобы попасть на станцию отправления Рязань-пристань нужно пройти около 2 км от конца города по дороге вдоль реки Трубеж до места впадения ее в Оку. Здесь на правом берегу располагалась товарная пристань и плавучий речной вокзал. На другую сторону Оки нам поможет попасть плашкоутный мост, который сначала был устроен на специальных плотах, а позже, на понтонах.
На левом берегу Оки возвышалось здание вокзала с кассой на специальном возвышенном фундаменте, чтобы сохранить постройку от повреждений в паводок.
А станция еще называлась Рязань-затопляемая, в разлив уровень реки поднимался до 6 метров. Покупаем билеты – 2 класс в вагоне с печуркой: 60 копеек, на открытой платформе: 30 копеек (в ценах до 1017 г.).
Через четыре версты пути через луговую пойму, на песчаной дюне, раскинулось старинное село Шумашь-Кобякова. Этот участок был разобран первым, как только построили мост через Оку.
Здесь станция Рязань-Шумошь или Рязань-незатопляемая. Рядом со станцией находилось депо, где «отдыхали» паровозы.
Заливными лугами через разъезд Варские и полустанцию Пустынь, где был разъезд «треугольник» для разворота паровозов в половодье, приближаемся к мещерским лесам. Здесь узкоколейка максимально приближается к шоссе Рязань-Касимов.
Сквозь строй вековых сосен приближаемся к станции Солодча. Село Солотча, с древней историей, очень популярное место отдыха не только жителей Рязани. Здесь жил и работал Паустовский с другими известными писателями. С вокзала станции он отправлялся в свои путешествия на «кукушке» (так назывался поезд) по мещерским лесам и озерам.
Дальше путь проходит рядом с монастырем
и, огибая справа Солотчу и Заборье, ведет на север к деревне и станции Ласково.
Благодаря узкоколейке в глухом лесном краю за пару десятилетий появились новые поселения и в разы выросло население. В 1895 году заработал ласковский лесозаготовительный завод.
Рядом с ним строился одноименный поселок. Недалеко от станции - хутор Требухино с четырьмя дворами, где жил крестьянин Требухин и его потомки, стал большой деревней. Еще через версту, из лесной сторожки егеря выросла деревня Передельцы, где была контора ласковского лесничества.
В конце 30х годов начались торфоразработки на Красном болоте, сюда от станции Ласково в 1950 году протянули десятикилометровую ветку, по которой в специальных вагонах возили торф. Кусочек пути в 2,5 километра с рельсами, стрелками и вагонами чудом сохранился и действует по сей день!
Лесным коридором отправляемся дальше через полустанок Отводный и лесную речку Кельца на станцию Криуши.
Поселок Криуша вырос из нескольких постоялых дворов с именем Кривая, так называлась местная речушка, да и дорога сюда полностью соответствовала названию и была похожа на серпантин, только вместо гор – болота. Здесь работал один из крупнейших в Мещере леспромхозов, а также была устроена воздушная железная лесовозная дорога.
Углубляемся дальше в леса – разъезд Кобылинка. Здесь был резервуар для заправки паровозов водой и, недалеко, дом егеря. Только старые тополя напоминают о паровозных гудках и перестуке вагонов. Потомки работавших на разъезде теперь живут в здании бывшего криушинского вокзала. В двух верстах – деревня Малиновка с лесопилкой, а в трех – Рябиновка, они тоже выросли из постоялых дворов.
Станция Пилево была узловой.
Направо – ветка на поселок торфоразработчиков Болонь, здесь и сейчас работает завод по переработке торфа и остался кусочек узкоколейного полотна. Налево – колея на Радовицкий и Шатуру, была построена вспомогательная станция Мещера
чуть южнее для перегрузки торфа на вагоны широкой колеи, и прямо на районный центр Спас-Клепики.
Перед въездом в Клепики был двухсотметровый деревянный мост через речку и пойму Пры, уникальное сооружение для тех лет.
Дальше вокзал и товарная станция Томашево. Здесь тюки с ватой местных фабрик отправлялись в Москву, Владимир, Горький и дальше по всей стране.
Проезжаем через небольшие разъезды Летники и Потапово к станции-разъезду Гуреевский.
Подробную статью и видео о ветке Тума - Голованова Дача через разъезд можно найти на канале и по ссылкам ниже. Последний в стране пассажирский поезд по узкоколейке прошел по этому маршруту в 2008 году.
Ну вот мы и почти на финише нашей поездки, еще 6 верст и конечная станция Тума. Здесь вокзал, депо и ремонтные мастерские. Узкоколейка на Касимов была спроектирована, но не построена по ряду причин. Зато можно пересесть на поезд до Владимира, стокилометровая широкая колея Тума – Владимир работает и в наши дни.
Наше путешествие подошло к концу, но на канале Прогулки по Мещере благодарных читателей еще ждет много-много интересного.
Буду благодарен Вашим оценкам и комментариям. Всем удачи! Еще о Мещере и УЖД можно почитать ниже и в других статьях канала:
Последний машинист последней узкоколейки в Мещере