Куда может завести война с инакомыслием
Мы привыкли к тому, что всяческого рода издёвок и насмешек над религией следует ждать от людей левых взглядов, всяческих бунтарей, ниспровергателей «традиционных ценностей», от тех, кто отвергает "проверенные временем устои" и иной подобной публики.
Сегодня я покажу вам совершенно обратный пример. Как попытки подавления инакомыслия (точнее, в нашем случае, инакописания) привели к такому результату, от которого сегодня немедленно возбудились бы и общественность, и журналисты, и боюсь, правоохранители.
1870 год. До первой выставки импрессионистов ещё 4 года. Но движение уже вовсю набирает силу. О них говорят, хоть и с усмешкой и постепенно они формируют оппозицию монополии Парижского Салона. Сначала Моне, Ренуар, Сислей, Базиль и иногда примыкавший к ним Мане, переживали потому, что их работы не принимаются жюри Салона. Постепенно пришло осознание того, что отсутствие признания официоза вовсе не означает художественной неполноценности. Они называют себя «художниками будущего» и им совершенно наплевать на то, что начальство думает по-другому.
Жюри Салона 1869 вновь не пропустило ни одной из работ будущих импрессионистов. «Что мне нравится, - писал Базиль, - так это то, что нас воистину ненавидят. Все зло в Жероме (* прим – талантливый, но как видите весьма склочный представитель академизма). Он обращается с нами, как с бандой сумасшедших, и объявил, что считает своим долгом сделать всё возможное, чтобы не допустить появления наших картин. И это, пожалуй, неплохо. Если я создам когда-нибудь действительно хорошую картину, ее все-таки увидят».
Правда, остаётся другая проблема – материальная. Салон в то время — это не только удостоверение, отличающее «настоящего» художника от «бунтаря» и «пачкуна», это ещё и место, где 90 с лишним процентов авторов встречались со своей публикой, а значит с заказчиками и покупателями картин. Это банально, неромантично и т.д., но художнику нужны деньги. Деньги на оплату аренды мастерской, натурщиков, на краски и холсты, в конце концов. В итоге, всё это приводило к тому, что «художники будущего» частенько ютились в мастерских друг у друга, работали вместе, использовали своих друзей в качестве натурщиков. Да и в конце концов, в шумной компании единомышленников легче и проще переносить житейские невзгоды и насмешки «системных». В таких компаниях бывали не только художники. Во время одной из таких дружеских посиделок и родилась эта картина
Сидит за холстом – Эдуард Мане, справа от него Закари Астрюк - французский художник (1835-1907), стоят слева направо (картинка увеличивается): Отто Шольдерер, немецкий художник (1834-1902), Пьер-Огюст Ренуар, Эмиль Золя, Эдмон Мэтр – французский художник, галерист, коллекционер (1840-1898), Фредерик Базиль, Клод Моне
Обычный групповой портрет. А вот реакция на него
При всём самомнении молодых художников, о своей «божественности» никто из них не заявлял. Но это ещё не всё. Почитайте подпись, которой была снабжена карикатура: «Истинно, истинно говорю вам: тот, кто проделывает трюки в живописи, является великим художником. Идите и пишите, вы просветите мир и бабьи сказки будут вашими светильниками».
Шарль Альбер д`Арну (1820-1882), более известный как Берталль - достаточно известный книжный график, иллюстратор множества произведений французской литературы. Какие мотивы втянули его в эту схватку Салона и Независимых – не знаю.
Кстати, слово «кощунство» в заголовке я употребил скорее в общепринятом ныне в РФ смысле, а не как выражение своей личной точки зрения. Как по мне, так Берталль просто немного перегнул палку. Кроме того, я уважаю чужое право высказываться, в том числе с юмором на любые религиозные темы и категорический противник любой «полицейщины» в этом вопросе. Вне зависимости от личной точки зрения, считаю свинством привлечение в эту сферу прокуратуры и прочих компетентных органов.
Я написал этот короткий рассказ для того, чтобы намекнуть – история и общественные отношения весьма неоднозначны. Борцы с бунтом могут оказаться куда радикальнее бунтарей, в том числе по отношению к «традиционным ценностям».