В статье «Базовые вопросы для составления организационной структуры» была рассмотрена тема в которой говорится о том, на какие вопросы руководитель находит ответы при составлении схем организационной структуры (ссылка на публикацию дана в конце этой статьи).
Есть шесть наиболее значимых типов организационных структур:
- Функциональные структуры
- Структуры по типу продукта/услуги
- Структура по географическому признаку
- Проектные команды
- Матричные структуры
- Смешанные структуры
В данной статье рассмотрены первые три, остальные будут описаны в следующей статье.
Функциональные структуры
Такой тип структуры может быть уместен, когда функциональным подразделениям организации необходимо регулярно общаться друг с другом. Например, директор по маркетингу будет координировать деятельность специалистов в таких областях, как стимулирование продаж, рекламы, проектирование продукта, исследования рынка и упаковка.
Хотя сохраняется потребность взаимодействовать и с другими подразделениями компании, основной обмен информации осуществляется всё же внутри той или иной функции, поэтому представляется целесообразным объединять её специалистов в одну группу.
Функциональная структура, несмотря на простоту и логичность имеет свои недостатки:
-Сотрудники могут получать своего рода постоянную «прописку по месту жительства», в то время как организации необходимы и универсалы, способные работать через границы отделов.
-Профессиональный и служебный рост сотрудников осуществляется внутри узкой функциональной колеи, что может ограничивать видение ими проблем организации в целом.
-Интересы подразделения могут стать для работников важнее интересов организации.
-Многие сотрудники организации могут не знать её внешних потребителей, следовательно, продолжать работу без учёта и понимания своего вклада в общий успех компании.
Структуры по типу продукта/услуги
Некоторые организации, особенно крупные, предпочитают объединять сотрудников по направлениям производства или обслуживания. Так, например, бухгалтерская фирма может создавать группы, обслуживающие определённые отрасли промышленности или занимающиеся предоставлением определённого вида услуг (аудит, ликвидация, управленческое консультирование и т.д.).
Структуры по типу продукта или услуги обладают рядом преимуществ: они способствуют лучшему учёту нужд потребителей и более высокой мотивации персонала.
Однако при этом возникает опасность обособления подразделений организации и возможной потери управляемости ими: «Мы знаем, чего хочет потребитель, – не вмешивайтесь!». Это также может привести к фрагментарности получаемых знаний и опыта и, как следствие, к сокращению возможности карьерного роста для сотрудников.
Структура по географическому признаку
В структурах этого типа работники объединяются в группы по принципу единства географического расположения: подразделения создаются для обслуживания отдельных регионов, стран или целых континентов. Особенно велики преимущества этого подхода для транснациональных компаний, поскольку обслуживаемые ими рынки в разных странах обычно существенно отличаются друг от друга и нужды потребителей лучше всего изучать на местах.
Языковые и культурные различия, являющиеся естественными препятствиями для обмена информации, служат дополнительным обоснованием географического принципа группирования работников.
В то же время организации, структурированные с учётом географического расположения, могут столкнуться со следующими трудностями:
– информационные потоки между сотрудниками разных подразделений могут оказаться проблематичными и дорогостоящими.
– возможно дублирование работ подразделениями в разных регионах, особенно в службах поддержки: финансовой, кадровой, и информационных технологий.
- внедрение изменений стратегического характера может быть затруднительным.
В структурах по географическому признаку вполне могут быть внедрены другие типы структур в каждом из географических направлений.
В следующей статье «Типы организационных структур. Часть 2» типы организационных структур таких как: проектные команды, матричные структуры, смешанные структуры. Подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить полезные статьи.
Статью «Базовые вопросы для составления организационной структуры» можно прочитать ЗДЕСЬ.
Статья была полезной? Ставьте 👍
Публикации на тему компетенций руководителя читайте под тегом #альфинур_компетенции