Найти тему
БизнесДром

На что жалуемся?

Как сделать систему сбора обращений клиентов финансовых структур в Центробанк эффективной?

Павел Самиев, генеральный директор Аналитического центра «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам
Павел Самиев, генеральный директор Аналитического центра «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам

Пандемийный 2020 год ознаменовался целым рядом рекордов на финансовом рынке: число новых инвесторов существенно выросло, как и количество брокерских счетов, объемы частных инвестиций в инструменты фондового рынка; портфель ипотечных кредитов достиг исторического максимума, а ставки – минимума. На фоне этого еще одним своеобразным «рекордом» стало число обращений в ЦБ по теме кредитования и в том числе – реструктуризаций ссуд.

В целом число жалоб в Центральный банк на финансовые организации за прошлый год выросло на 13%, это не такой уж сильный рост, но все-таки до этого два года подряд число обращений и жалоб снижалось. Однако пандемия и тут внесла коррективы в динамику. Из 278 тысяч жалоб более 33 тысяч связаны именно с новыми «коронавирусными» темами: чаще всего это были кредитные каникулы, реструктуризации и отсрочки. А вот число жалоб в большинстве других сегментов финрынка продолжило снижаться: в микрофинансировании (- 13,8%), страховании (- 22,8%) и пенсионной отрасли обращений в ЦБ в прошлом году было меньше, чем годом ранее. Одно из объяснений - ограничения активности и передвижений людей. Меньше использований автомобиля (несколько месяцев фактически траффик снизился кратно), меньше путешествий, меньше покупок, сделок – и все это означает меньше финансовых услуг, транзакций и страховых случаев. Например, из-за ограничений поездок на автомобилях в апреле-июне прошлого года произошло такое серьезное снижению числа ДТП, а следовательно – и количества страховых случаев, что страховщики смогли показать совершенно не «кризисную» прибыль по итогам первого полугодия. Но еще одно следствие – нет страховых случаев и ДТП - нет и соответствующих жалоб, и недовольства клиентов.

Конечно нельзя не отметить сегмент, где количество жалоб выросло драматически. На рынке ценных бумаг рост в 1,7 раза по сравнению с 2019 годом связан и с быстрым ростом количества розничных инвесторов в целом (а значит – увеличением доли неофитов, ранее не сталкивавшихся с рисками фондового рынка и спецификой инвестирования в небанковские инструменты), так и отдельными всплесками числа жалоб (чаще – темы с нефтяными фьючерсами и торговле «с плечом» без уведомления).

Вообще говоря, и число жалоб, и их динамика не показывают реальной картины именно нарушений прав потребителей. Это могут быть просто вопросы клиента про финансовый продукт, в котором он не разобрался, и недовольство по причине ложных ожиданий от финансового продукта (в том числе – непонимания заложенных рисков или параметров гарантирования доходности). Да и новые жалобы на отказы в предоставлении кредитных каникул или льготного кредитования во время пандемии, по оценке руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаила Мамуты , на 90% связаны с непониманием людей, как пользоваться программами поддержки, кто может ими пользоваться, как это работает. Хотя и банки могли бы более четко и понятно объяснять все это, и тогда меньше было бы и недовольных, и жалующихся.

Что означает эта статистика обращений и жалоб для самих участников финансового рынка – банков, страховщиков, брокеров? У регулятора, конечно, имеется мощный и эффективный механизм принуждения (через штрафные санкции, предписания и тд), и через него он может способствовать повышению качества обслуживания клиентов. С другой стороны, множество спорных ситуаций требуют все же обращений в суд или к обмудсмену. И очень действенным может оказаться анонсированный Центробанком публикация рэнкингов по жалобам. Тестировать это сначала предполагается на страховщиках, затем возможно распространить на банки, МФО и рынок коллективных инвестиций.

Сама публикация такой статистики в разрезе участников рынка полезна как стимул усиливать свою клиентоориентированность. Пожалуй, эта публичность даже важнее, чем отдельные штрафы по нарушениям. И в других странах практика публикации данных по жалобам и претензиям к банкам и другим финансовым организациям стала обыденной. Но главное не исказить подачу рэнкинга и информации по жалобам. Во-первых, очищать от обращений по причине непонимания продуктов и недостаточной финансовой грамотности клиентов. Во-вторых, соотносить число жалоб с количеством клиентов, действующих договоров или иных параметров размера клиентской базы (иначе крупнейшие банки и финансовые компании априори будут в лидерах и по абсолютному числу жалоб). Правильная подача статистики обращений, корректное ее использование и интерпретации – это очень правильный и хороший инструмент мотивации рынка и информирования клиентов. И это тот самый случай, когда каждая мелочь в информационном сопровождении статистики очень и очень важна.