10 марта 1941 года на Воронежском авиазаводе выпущен первый штурмовик ИЛ-2, ставший самым массовым в истории авиации
За три с небольшим месяца до этого – в ноябре 1940 года – вышел совместный приказ Наркомата авиационной промышленности и Управления Военно-воздушных сил о незамедлительном запуске в серийное производство бронированного штурмовика, который получил название ИЛ-2 (согласно приказу от 9 декабря 1940 года все новые серийные боевые самолёты получали наименования по фамилиям их главных конструкторов). Разработкой первого в мире бронированного самолёта занималось конструкторское бюро под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. А производство штурмовика было поручено Авиационному заводу №18 в Воронеже имени К. Е. Ворошилова. И всего через три месяца после получения чертежей – 10 марта 1940 года – первый самолёт был поднят в небо начальником лётно-испытательной станции завода лётчиком-испытателем К. К. Рыковым.
Главной особенностью новой летающей машины стал бронированный корпус, который защищал все жизненно важные части самолёта – кабину лётчика, бензиновые и масляные баки, мотор с системой охлаждения. По плану бронированные корпуса воронежскому авиазаводу должно было поставлять другое предприятие, но поставки задерживались. И тогда главный технолог завода предложил изготовить бронекорпус вручную. Местные умельцы изготовили из железа точную копию бронекорпуса для первой модели самолёта.
Всего до начала войны было выпущено 249 самолётов. А до начала эвакуации завода в Куйбышев – в ноябре 1941 года – 1134 машины. А всего за годы войны воронежский авиазавод передал фронту около 18 тысяч «Илов» - чуть меньше половины от общего количества штурмовиков, построенных всеми другими заводами страны.
Поначалу штурмовик проектировался двухместным. Но потом было решено сделать его одноместным. Но опыт первого года войны показал, что одному лётчику трудно полностью контролировать обзор и отражать атаки вражеских истребителей. Немецкие самолёты сбивали «Илы» , незащищённые ничем с хвостовой части. И такое отсутствие задней огневой точки приводило к многочисленным потерям машин и лётного состава в начале войны. После многочисленных обращений лётчиков конструкторы вернулись к двухместной кабине. И уже в сентябре 1942 года двухместные штурмовики вылетели на боевое задание
Помимо бронекорпуса штурмовик также обладал улучшенной аэродинамикой и более мощным двигателем, что позволило ему развивать скорость до 420 км/час. Также было усилено вооружение самолёта: два из четырёх пулемётов были заменены пушками более крупного калибра. В результате таких конструкторских решений ни одна армия в мире не имела равного по боевым качества «Ил-2» боевого самолёта.
А к 1943 году на «Ил-2» были установлены противотанковые авиабомбы. В результате во время боёв на Курской дуге эффективность бомбардировок невероятно возросла: за один заход самолёт мог подбить 6-8 танков. Из-за таких ужасных налётов немцы прозвали «Ил-2» бетонный бомбардировщик и «Чёрная смерть» . «Илы» принимали участие во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны – битве за Москву, Сталинградской, Курской и также дошли – точнее, долетели до Берлина.
Читайте также: Как возрождался советский подводный флот
Подписывайтесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще!