Найти тему
The Page

Битва за рейсы: что SkyUp не поделил с авиакомпаниями Коломойского

Оглавление
Битва за частоты Киев-Стамбул. Фото: Facebook/SkyUp Airlines/Мисюра Сергей
Битва за частоты Киев-Стамбул. Фото: Facebook/SkyUp Airlines/Мисюра Сергей

Генеральный директор SkyUp Airlines Дмитрий Сероухов в материале для ЭП рассказал, что авиакомпания Windrose, которую связывают с олигархом Игорем Коломойским, через суд пытается забрать у SkyUp 3 из 24 разрешенных частот по направлению Киев-Стамбул. Еще 21 частота принадлежит другой «подконтрольной олигарху компании» – Международные авиалинии Украины (МАУ).

The Page разбиралось, что происходит с распределением частот, и имеет ли место быть «возвращение к монополии».

Причина конфликта

Действительно, в феврале 2021 года Окружной административный суд Киева по иску Windrose аннулировал приказ Госавиаслужбы. Этим приказом компании SkyUp предоставляли право на полеты из Киева в Стамбул. Вместе с этим суд отменил приказ регулятора, которым Windrose лишили права на такие полеты по причине неиспользования компанией квот в течение года.

В свою очередь в Windrose сообщили , что не использовали квоты из-за того, что затянулся спор за право летать по направлению Киев-Стамбул в компании Atlasjet Ukraine.

Сероухов писал, что МАУ из 21 рейса использует только 10. С 29 марта 2021 года авиакомпания планирует увеличить количество до 14, «но забрать частоты решили именно в SkyUp, которая осуществляет все три доступные перелеты по этому маршруту». Он добавил, что считает иск «возвращением к монополии, которая существовала в этом направлении».

Сколько частот по направлению Киев-Стамбул выполняют авиакомпании

Как сообщили на запрос The Page в МАУ, с 2011 года на линии Киев-Стамбул было разрешено 16 частот, все они были переданы МАУ. Это регулировалось Соглашением о воздушном сообщении между Турцией и Украиной от 22 ноября 2011 года.

В дальнейшем, в апреле 2018 года состоялась встреча авиационных властей Турции и Украины. На ней согласовали увеличение количества разрешенных пунктов и частот между странами с 16 рейсов в неделю до 24. Кроме этого, был увеличен перечень направлений, откуда/куда перевозчики могли совершать перелеты: Даламан, Бодрум, Измир.

В августе 2018 года состоялась лицензионная комиссия по распределению 24 частот на линии Киев-Стамбул. Заявки подали такие перевозчики:

  • МАУ – 21 частота;
  • Windrose – 3 частоты;
  • Atlasjet – 3 частоты.

Поскольку заявки превышали количество свободных частот, проводился конкурс, по результатам которого частоты были распределены следующим образом:

  • МАУ – предоставлено право на эксплуатацию линии Киев-Стамбул-Киев с частотой 21 рейс в неделю
  • Windrose – предоставлено право на 3 частоты
  • Atlasjet – отказано в предоставлении права на эксплуатацию воздушной линии Киев-Стамбул-Киев.

После этого Atlasjet обратились в суд с иском к Госавиаслужбе. Иск касался отмены приказа, которым были распределены частоты на эксплуатацию линии Киев-Стамбул-Киев. Позже, после банкротства Atlasjet, права на линию перешли к авиакомпании SkyUp.

Что говорят в ответ

Как сообщили The Page в пресс-службе МАУ, авиакомпания не претендовала на более чем 21 частоту по указанному направлению в обозначенный период времени, и не претендовала на распределение трех частот при получении прав на линию перевозчиком SkyUp. Еще МАУ не имеет отношения к судебным процессам между Windrose и SkyUp.

«МАУ с 15 ноября 2018 по апрель 2019-го выполняла 21 рейс в неделю. С мая 2019 – 14 рейсов в неделю, во время пандемии – в среднем 7 рейсов в неделю с постепенным увеличением. С началом весенне-летней навигации 2021 года заявлено постепенное увеличение до 21 частоты в неделю, что может быть подтверждено системой бронирования МАУ на сайте. Поэтому утверждение Дмитрия Сероухова про 10 частот в неделю не соответствует действительности», – говорится в сообщении.

По части утверждения о монополии, в МАУ сообщили, что согласно действующему законодательству, при определении монопольного положения ключевым фактором является уровень конкуренции других участников, который в данном направлении авиаперевозок является очень высоким, учитывая осуществление перевозок иностранным авиаперевозчиком.

«Turkish Airlines использует на данном направлении 24 частоты (больше всех авиакомпаний на этой линии), а потому утверждение в статье о существовании монополии на направлении безосновательно и недостоверно. Такое утверждение не только противоречит антимонопольному законодательству и порядку распределения частот между перевозчиками (напомним, все частоты, которые по межправительственным соглашениям относятся к турецкий стороне, использует исключительно один авиаперевозчик Turkish Airlines; а со стороны Украины – авиакомпании МАУ предоставлена запрашиваемая ею 21 частота, а остальные 3 – переходили к различным авиаперевозчикам), но и откровенно манипулирует мнением о наличии монополии на данной линии», – сообщили в авиакомпании.

На момент публикации авиакомпания Windrose не предоставила официальный комментарий по этому вопросу редакции The Page.

Резюмируем

Как сообщил в комментарии для The Page директор UAB Friendly Avia Support Александр Ланецкий, авиационный рынок пассажирских перевозок Украины стремительно снижается. В первую очередь, из-за проблем, которые вызвала пандемия коронавируса COVID-19. Вместе с тем украинцев, в отличие от стран-соседей, которые не являются членами ЕС, не пускают в Шенгенскую зону, кроме полетов на заработки, и еще в случае некоторых исключений.

«Вот и остается держаться за то, что еще есть – например Турцию, куда украинцев пускают, и откуда есть постоянный поток туристов в Украину», – подчеркнул он.

Авиакомпании Украины с марта 2020 года обращались к правительству и президенту с просьбой о господдержке из-за существенных убытков от ограничения авиасообщения во время пандемии. Только в феврале 2021 года, почти через год после начала пандемии коронавируса, министр инфраструктуры Владислав Криклий сообщил агентству «Интерфакс-Украина», что министерство разрабатывает законопроект для поддержки авиакомпаний, который предусматривает создание новой бюджетной программы. Суммарно, в случае поддержки законопроекта Радой, авиаперевозчикам могут выделить 500 млн грн.

Источник